Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории
в современной школеСтраница 2
1.Описать документ одним – двумя предложениями.
2.Описать или отметить следующую информацию: Кто, где, когда, что, приняв во внимание сведения о людях, о времени, о местах, о идеях.
3.Подчекните все, что вы не знаете или не понимайте. Найдите информацию об этом в справочнике.
4. Изучите документ и определите, когда он был написан.
5. Насколько можно доверять этому документу? С какой точки зрения, с какой перспективы он оценивает события?
6. Какие вопросы вызывает у вас этот документ?
7. В чем важность или значение этого документа?
8. Как вы собирайтесь записывать свои выводы? Что вы собирайтесь с ними делать? Как они помогают «делать историю», формулировать собственную точку зрения на то, что произошло, почему произошло и какие последствия имело[47]?
Такой план работы позволяет учащимся подробно разобраться в изучаемом материале, самостоятельно изучить документ, познакомиться с методами работы с источником.
Сегодня занятия, на которых тщательно изучаются документы, проводятся редко. Одна из трудностей состоит в том, что школьники зачастую не могут разобраться в документе, понять его. «Мы часто встречали учителей, которые говорят: «Мои дети не могут прочитать документ, который предлагается для работы», - и, в прямом смысле этого слова, это правда – дайте школьникам трудный текст, что бы они забрали его и попытались справиться с ним самостоятельно где-нибудь в уголке, они не смогут этого сделать. Даже при значительной помощи они сочтут его очень трудным – но следует ли сдаться, если успех не достигнут немедленно?» [48] - спрашивал Дж.Никол, поэтому от учителя требуется большая подготовительная работа. Он должен сделать документы доступными для детей, научить школьников правильно работать с документами, для чего необходимо следовать следующим правилам:
-дать образец разбора документа,
-проанализировать документ вместе с учащимися,
-дать задания для самостоятельного изучения документа в классе и дома[49].
Не смотря на эти трудности применение исторических документов имеет большое значение и было важным аспектом любого урока истории, как в советской школе, так и в современный период. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение «духа» эпохи. Реализации этих задач способствует использование различных видов исторических документов. Наиболее ярким средством связи истории с современностью является газета
Сегодня использовать газету как документ прошлого затруднительно. С каждым годом использовать газету как документ прошлого становится все сложнее. Вряд ли учитель сможет найти газеты, изданные столетия назад. Максимум, что он сможет – это сделать ксерокопию с оригинала, хранящегося в библиотечных архивах.
Но сегодня в газетах по-прежнему печатают материал, который можно использовать при изучении истории. Важную информацию предоставляют газеты локального уровня, такие как «Городские новости», «Северный край», «Золотое кольцо» [50]. Данный перечень может быть расширен и составляться каждым учителем самостоятельно.
Сегодня периодическую печать активно используют и на уроках обществознания. Так, учитель истории школы №57 города Ярославля Пучинина Татьяна Петровна каждый урок обществознания в X-XI классах начинает с сообщений учащихся. Ученики раз в неделю подготавливают сообщение о событиях, произошедших в России и в мире, о которых они узнали из периодической печати, и дать им свою оценку. Данное задание вызывает большой интерес у школьников. Они активно обсуждают политические, экономические и культурные новости, выявляют проблемы развития различных стран. Таким образом, учащиеся развивают умение анализировать и оценивать сложные процессы, происходящие в наше время во всех сферах человеческой жизни.
Кроме того, сегодня открываются большие возможности использования периодической печати на уроках истории. В связи с приближением празднования 60-тилетия победы в Великой Отечественной войне практически в каждом периодическом издании публикуются воспоминания ветеранов о войне, письма с фронта, а также рассказы работников тыла. Эти материалы могут быть использованы на уроке для более яркого и подробного освещения истории Второй мировой войны.
Использование периодической печати на уроке истории практикуется давно. Как и в 60-70-е гг., сегодня газета является важным средством для развития активности учащихся, формирования у них гражданской позиции, собственного отношения к тем или иным событиям. Развитию самостоятельного мышления способствует достаточно широко распространенные практические занятия, когда на основе ранее полученных знаний и сформированных умений учащиеся решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого. Школьники учатся применять полученные знания и умения в новых учебных ситуациях.
Центральное и местное управление.
Вплоть до середины XVIв. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Т ...
Итоги и последствия Карибского кризиса
После Карибского кризиса в своих официальных речах Хрущев выставлял себя победителем – якобы его решительные и смелые действия спасли Кубу от американского вторжения. Правда, это приняли на веру только в СССР. То, что СССР потерпел неудачу, а сама секретная операция была бессмысленной и позорной для Хрущева, было ясно во всем мире.
Мао ...
Битва за Москву. Сентябрь 1941 - апрель 1942гг.
Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, ложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось и фронте протяженностью около 2 тысяч километров. С обеих сторон в битве участвовало бол ...