Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Страница 5

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

В другом варианте школьники заранее выбирают основных докладчиков, оппонентов, аналитиков, экспертов, ответственных за наглядное и техническое оформление семинара.

Важным способом активизации учащихся является проведение семинара-соревнования, когда класс делиться на две группы, участники которых готовят выступления по всем вопросам, на самом занятии они выступают в роли докладчиков по одним вопросам и в роли содокладчиков и оппонентов по другим.

Активизирует работу школьников на семинаре и «лицевой счет участника»: все выступления, дополнения, вопросы, а так же другие продуктивные формы участия оцениваются заранее определенным количеством баллов. В конце семинара суммы набранных очков переводятся в обычные отметки.

В интересах объективности на семинарах-дискуссиях из старшеклассников можно образовывать комиссии независимых экспертов и наблюдателей, которые в процессе занятия внимательно слушают выступления сторон, следят за регламентом и этикетом, а потом выступают с собственным мнением.

Учитывая разнообразие способов и форм проведения семинаров сегодня количество семинаров в старших классах может быть несколько увеличено, в то время как раньше рекомендовалось проводить семинары не чаще двух –трех раз в год[52]. Из рассмотренных фактов следует, что такая форма занятий как семинар, широко использовавшаяся в 60-70-ых годах и сегодня не потеряла своей актуальности, но с учетом современных требований произошли некоторые изменения в его организации.

Исходя из представленных выше положений был составлен вариант учебного занятия, при разработке которого использовался как опыт 60-70-х гг. ХХ в., так и современные требования к уроку истории. Формой проведения занятия был выбран семинар. Для изучения в X классе была выбрана тема «Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы». (1 час), предусмотренная учебником Павленко Н.И. История России XVIII-XIX века[53]. Актуальность данной темы обусловлена как сохраняющими свое значение задачами конкретно-исторического исследований, так и попытками построения концепций о преемственности аграрных реформ в России, выявление общих условий их «незавершенности», «непоследовательности».

Выбор темы связан с тем, что она не очень трудна и доступна учащимся для самостоятельного изучения, хорошо обеспечена документальным материалом, что дает возможность для углубления знаний и развития умений работы с документами.

Форма проведения урока – семинар – выбрана потому, что, она способствует не только более глубокому усвоению учебного материала, но и дает возможность сопоставлять, анализировать, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию. Позволяет организовать обсуждение проблем и столкновение мнений об одних и тех же событиях, что должно привести учеников к взвешенному и беспристрастному пониманию событий 1861 года. Кроме того, обеспечивает большую самостоятельность учащихся, позволяет сочетать индивидуальную и групповую работу учащихся.

Целью проведения данного семинара является: знакомство школьников с условиями подготовки и проведения крестьянской реформы и с различными оценками ее значимости.

Исходя из этого были сформулированы задачи урока:

Образовательная – формирование исторических знаний о личности Александра II, о подготовке, проведении и итогах отмены крепостного права в России. Изучение оценок реформы различными авторами.

Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических событий. Развитие толерантности, терпимости к мнению других, уважения к одноклассникам.

Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать исторические источники, формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа на семинаре.

Подразумевается несколько возможных вариантов проведения данного семинара, что обуславливается возможностью разнообразного применения существующих методов и приемов. Так же необходимо соблюдать наличие так называемых альтернативных частей конспекта семинара, которые значительно расширяют возможности применения представленной разработки. Тема семинара сообщается за 2 недели, что бы учащиеся успели ознакомиться с предложенной литературой и документами. Тема семинара сформулирована следующим образом «Свобода или новое закабаление?». Данная формулировка вопроса отвечает современным требованиям, предъявляемым к семинарам, так как сразу же показывает актуальность, проблематичность, дискуссионность данного вопроса. Позволяет увлечь школьников перспективой познакомиться с различными точками зрения и определить собственное отношение к историческому прошлому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Реформы Столыпинского кабинета как альтернатива революции. Аграрный вопрос в России
Аграрный вопрос и после первой буржуазно-демократической революции оставался острейшим вопросом русской действительности. Сохранилось помещичье землевладение. По-прежнему на одного крупнейшего помещика приходилось около 330 беднейших крестьянских семей, причем у каждой крестьянской семьи было около 7 десятин, а у каждого помещика – окол ...

Организационная структура армии
Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: · Пехота, · Кавалерия, · Артиллерия, · Флот. Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и ...

Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация
Крещение Болгарии, изобретение славянской письменности и формирование новой христианской духовности стало главными событиями болгарской истории второй половины IX - первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длителен. Признанная еще в 681 г. Византией Болгария приняла новую религию лишь почти два век спустя, при хане Борисе ( ...