Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Страница 3

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

В системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научной работы старшеклассников. На всех уровнях российского образования, от школьного до всероссийского, проходят конференции, на которых главные действующие лица – ученики. Юные авторы наиболее серьезных и перспективных работ награждаются дипломами, премиями и получают льготы при поступлении в вузы. В частности, в Ярославле в 2004-2005 учебном году проводится конкурс исследовательских работ старшеклассников, посвященных 60-летию победы.

Написание научной работы дает возможность и ученику и, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.

Учителя признают, что исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Что опыт такой работы пригодиться всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т.п.), что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только занимается получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применять свои знания и способности так, что это выходит за рамки традиционного учебного процесса. То есть, еще будучи учениками ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность, к сожалению в школах XXI века исследовательский метод не получил достаточно широкого распространения. Без сомнения, сегодня в некоторых школах учащиеся пишут рефераты, делают сообщения и доклады, но в основном этой деятельностью заняты «сильные» ученики, которые стремятся поступить в высшие учебные заведения, в то время как более «слабые» учащиеся отстранены от этого процесса, хотя умения и навыки, формирующиеся во время исследовательской работы, необходимы каждому современному человеку. При написании работ учащиеся зачастую не работают с источниками, документами и археологическим материалом. Основой для написания реферата обычно служит только учебная литература.

Одной из причин того, что исследовательский метод редко используется в преподавании истории, можно считать то, что он требует большой затраты времени. Другая проблема – доступность документального материала. Сегодня доступ в архивы ограничен и не каждому учащемуся разрешат свободно пользоваться архивным материалом. Проведение и организация исследовательской работы осложнена и тем, что, не смотря на то, что сегодня проводятся различные научные конференции, но еще не отработаны критерии оценки научных работ старшеклассников (особенно сложно оценить работы по гуманитарным наукам), не всегда ясно, как работать с учениками, как вызвать интерес учащихся к написанию научного исследования, как сделать так, что бы работа была и самостоятельной и научной[51].

В то же время несомненно, что сейчас по-прежнему сохраняется интерес к традиционным формам, методам и приемам обучения. Как уже показало данное исследование, 60-70-ые годы явились временем активных творческих поисков учителей. В школе широко распространилось проблемное обучение и применение исследовательского метода. Однако, произошли некоторые изменения в их понимании. Например, проблемный метод и сегодня активно используется в школах. Однако в современной методике в понятие проблемной задачи вкладывают несколько другое содержание. Сегодня проблемную задачу определяют как дидактическое средство в виде текста или схемы содержащее в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывающее затруднение при выработке на него ответа, требующее не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, наличие дополнительной информации и при необходимости – ориентиры ее поиски. Примером проблемного вопроса сегодня может быть следующее задание: В период царствования Ивана Грозного массовые казни вызвали бегство в чужие края многих московских бояр и дворян, в том числе и приближенных, еще даже не обвиненных в «измене». Иван Грозный к этому привык. Но бегство Андрея Курбского, его приближенного государственного советника, личного и доверительного друга, поразило царя. Он даже вступил с ним в переписку. Это была не просто измена, писал Иван Грозный, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля.

Важно отметить, что здесь налицо противоречие – друг и советник царя пользуется всеми благами, оказывает значительное влияние на государственную политику и т.д., но непредсказуемый характер властителя, его болезненная подозрительность могли привести к физическому уничтожению Курбского, и он бежит. Измена? Иван Грозный говорил: «Да!». Н.М. Карамзин говорил: «Нет». Бегство не всегда измена, а гражданские законы не могу быть сильнее естественного – спасаться от мучителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Как были открыты динозавры
Последние из динозавров вымерли, когда страшная катастрофа потрясла Землю. Но остатки многих древних существ сохранились в камне и пролежали в земле 65 миллионов лет до тех пор, пока люди не нашли их. Есть основания полагать, что впервые остатки динозавров бы­ли обнаружены более 2500 лет назад в пустыне Гоби в Цент­ральной Азии. Заезжи ...

Оружие воинов эпохи бронзы древних племен Западной Сибири
Второе тысячелетие в Западной Сибири отмечено распространением первого металла. Прежде всего, новый материал начал применяться для изготовления оружия. Правда первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а их форма повторяла очертания каменных изделий. Тонкие металлические пластинки лезвий ножей и наконечников копий нередк ...

Конец Ордынского ига
В 1492 году Иван III стал официально величаться «государь всея Руси». Но еще в 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свершения ордынского ига. Как только в Москве получили с Дикиго поля точное известие, что хан Ахмат со всей своей силой к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выс ...