Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.Страница 9
Среди широкого круга исторических источников в 60-70-е гг. особая роль отводилась периодической печати
Чаще всего газетный и журнальный материал привлекался при изучении истории СССР и новейшей истории в X-XI классах. Задача, которая стояла перед учителями – научить детей систематически и целенаправленно читать периодическую печать.
Наиболее распространенными формами работы в старших классах было:
1. Чтение газетной заметки, иллюстрирующей материал учебника.
2. Использование газетного материала при введении в тему.
3. Краткие сообщения учащихся в начале урока по темам, непосредственно связанным с изучаемым материалом.
4. Составление плана или конспекта статьи (в классе и дома).
5. Составление тематических альбомов из газетных статей и фотографий.
6. Еженедельный обзор материалов газеты или журналов во внеурочное время.[41]
Газетный материал особенно активно привлекался при изучении нового материала. Например, при изучении темы «Начало иностранной интервенции и гражданской войны» на первом уроке в процессе рассказа о том, как страна оказалась в кольце фронтов, как героически сражались рабочие и крестьяне с контрреволюцией была использована статья из «Учительской газеты» за 11 марта 1961 года «Рядовой из отряда Подтелкова». В ней говорилось о смелых людях, которые на заре Советской власти шли на смертный бой с интервентами, Георгии Кондратьевиче Журавлеве – единственном бойце из отряда Подтелкова, который был обнаружен живым среди расстрелянных белогвардейцами бойцов. Он и поведал впоследствии о трагической гибели подтелдковцев 10 мая 1918 года.
Статья произвела на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Зачитывая статью учащимся, ставилась так же цель вызвать у них интерес к газете.[42]
Иногда использовался газетный материал, непосредственно не связанный с изучаемой темой, но представляющий большой интерес для информации. Так в газете «Правда» за 14 декабря 1961 год был помещен материал под заголовком «Фашистского палача к ответу». В газете рассказывалось о преступных действиях гитлеровского палача Хойзингера в городском поселке Крупки во время войны. Статья раскрывала те преступления, которые творил палач Хойзингер во временно оккупированной Белоруссии. Такой материал дополнял пройденную тему новыми сведениями, давал возможность связать ее с современностью и помогал учащимся готовиться к тематическим политинформациям.
Помимо работы учащихся над газетным материалом на уроках им предлагалось в качестве домашнего задания подобрать материал по изучаемой теме и сделать сообщение на следующем уроке. Например, давая задание на дом учащимся предлагали подобрать по газетам конкретные примеры участия советской молодежи в коммунистическом строительстве. На следующем уроке учащиеся выступали с сообщениями (по 3-5 минут).[43]
Газетный материал использовался так же на повторительно-обобщающих уроках, на которых систематизировались знания учащихся. Так, в Х классе на повторительно - обобщающем уроке по теме «Создание II Интернационала» газета была использована, когда речь шла о значении революционной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса, о их роли в создании I Интернационала и о подготовительной работе по созданию II Интернационала.
Один из учащихся зачитал следующее сообщение газеты «Правда» за 29 октября 1961 года: «28 октября 1961 года в момент работы XXII съезда КПСС в Москве открыт памятник К. Марксу. Монумент сооружен по проекту скульптора Карбеля и архитекторов Бегунца, Ковальчука, Макаревича, Маргулиса.
Маркс будто вырастает из скалы. Высокий лоб, отброшенные назад волосы – этот образ с детства знаком каждому советскому человеку. Правая рука Маркса, сжатая в рукав, лежит на трибуне, левой он опирается на книгу. Взор неустрашимого борца, революционного мыслителя, человека великого мужества и большого сердца устремлен вперед, в будущее.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Карлу Марксу от КПСС и народов Советского Союза», - гласит надпись, высеченная на граните монумента. А рядом на пилонах слова: «И имя его и дело переживут века! Энгельс. Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно! Ленин».
Итоги и последствия Карибского кризиса
После Карибского кризиса в своих официальных речах Хрущев выставлял себя победителем – якобы его решительные и смелые действия спасли Кубу от американского вторжения. Правда, это приняли на веру только в СССР. То, что СССР потерпел неудачу, а сама секретная операция была бессмысленной и позорной для Хрущева, было ясно во всем мире.
Мао ...
Домонгольский период истории Русского государства
Оценивая процесс образования Древнерусского государства, следует, прежде всего, рассмотреть историю Киевской Руси (или державы Рюриковичей), хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII вв. Условно история Киевского государства разделяется на три периода: IX - середина X вв. - время первых киевских ...
Болгария в конце IX - нач. XI в. Правление Симеона
Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода.
В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской с ...