Введение
Страница 1

Современному учителю для более эффективного построения учебного процесса необходимо обладать информацией об особенностях основных этапов развития школьного образования и методики обучения истории. Отечественная методика обладает значительным опытом в области преподавания истории, не малая его часть была накоплена в советский период.

Современное российское общество стремиться отказаться от наследия советского общества. Культурологи уже сейчас озабочены этой проблемой, ведь пройдет еще несколько лет, и часть нашей истории будет потеряна[1]. Эти слова опасения можно лишь отчасти отнести и к наследию педагогики советского периода.

Существует мнение, что отечественная педагогическая наука 60-80-х гг. оказалась бесплодной, причиной чего считают политику партийного руководства, его стремление «подмять под систему» культуру, науку и образование[2]. Однако анализ научных исследований 60-70-х гг. свидетельствует о значительном развитии педагогической мысли. Именно в этот период зародилась дискуссия по вопросу о классификации методов преподавания истории, в которой участвовали такие методисты, как Кравцов В.Г., Стражев А.И., Андреевская Н.В., Вагин А.А., Лейбенгруб П.С. Эти имена и сегодня фигурируют в учебниках по методике преподавания истории, а классификацию методов Горы П.В., разработанную в 60-70-е гг. в основу которой были положены способы обучения, активно используют сегодня в преподавании истории, считая ее наиболее последовательной. В этот же период по всей стране появлялись и действовали школы, которые работали по новым технологиям, используя передовой опыт ученых-педагогов. Осуществлялся обмен опытом, предпринимались попытки распространить нововведения по всей стране.

Теме, разрабатываемой в данном исследовании, в современной научной литературе уделяется достаточно скромное место. Исходя из этого, внимание уделялось научной и методической литературе 60-70-х гг.

Методические разработки и рекомендации тех лет по организации учебного процесса представлялись, прежде всего, в журнале «Преподавание истории в школе». В связи с перестройкой исторического образования, происходившего с конца 50-х гг., на страницах журналов велись обсуждения и дискуссии по вопросу использования в преподавании более эффективных методов и форм проведения уроков, которые помогли бы повысить активность и самостоятельность учащихся и тем самым помочь в реализации воспитательной функции в процессе обучения и способствовать усвоению школьниками полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Начались поиски таких организационных форм обучения, которые сочетали бы коллективные и индивидуальные виды работы на уроке. В литературе подчеркивалась предпочтительность организации коллективной деятельности учащихся, так как она способствовала преодолению индивидуализма, формированию творческого ученического коллектива, что было важно в условиях господства коммунистической идеологии[3].

Разработка уроков и описание подготовки учителя к ним предлагались в специальной методической литературе. Особо следует отметить ценность исследований В.Г. Кравцова, занимавшегося проблемами методики преподавания истории и вопросами подготовки учителя к проведению уроков[4], а так же Лейбенгруба П.С., разрабатывающего дидактические требования к уроку истории[5]. Вопросами преподавания истории в старших классах занимались Вагин А.А. и Сперанская Н.В.[6] . Вагин А.А. внес большой вклад в развитие методики преподавания истории того времени. Он занимался широким спектром вопросов: от общих вопросов методики до конкретных рекомендаций учителю по проведению уроков[7]. Вопросы подготовки учебных занятий формы их проведения и способы повышения активности учащихся и эффективности учащихся изучал Дайри Н.Г.[8].

Большое внимание уделялось организации проблемного обучения на уроке истории и в частности применению так называемых проблемно-познавательных задач. Этот прием рассматривался в работах Н.Г. Дайри, М.И. Кругляка, И.Я. Лернер, А.И. Назарец [9]. Но единой специальной работы, полностью посвященной этому приему обучения в 60-70-е гг. не появилось. Кроме того, не была четко определена терминология. Одни авторы называли этот прием «логическим заданием» или «логическим вопросом», другие «мыслительной задачей», третьи – «проблемно-эвристическим методом»[10].

Страницы: 1 2 3

Роль Русской православной церкви в образовании единого Российского государства
Возникновение идеологии «Москва – третий Рим» Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историче ...

Благотворительность в современном мире. Проблемы благотворительной сферы
Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах. Распределение бюджетных сре ...

Катар в XVI-XVII вв.
Начало XVI в. считают переломным периодом в истории Восточной Аравии. Именно тогда на южном побережье Персидского залива в качестве колонизаторов появились европейцы. В 1507 г. португальская армада вошла в Ормузский залив и менее чем за месяц установила контроль за всем Аравийским побережьем. Спустя 10 лет португальцы утвердились в Бахр ...