Последствия Исламской революции. Современный Иран
Страница 3

История » Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране » Последствия Исламской революции. Современный Иран

В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".

Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году.

Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений со многими странами. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами. Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение не нефтяных источников доходов.

После революции 1979 года в повседневную жизнь страны стали активно внедряться исламские нормы, и эта тенденция была закреплена также конституционно. По ст. 4 « все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах» [28, с. 15]. Стоит отметить, что и в последнее время этот конституционный принцип не утратил своей значимости.

Исламизация в Иране достигла своего пика к середине 80-х годов, когда буквально вся жизнь страны была сосредоточена на выполнении требований Хомейни и правящего духовенства, защищать исламский строй на полях войны с Ираком, беспощадно искоренять внутреннюю "контрреволюцию", противостоять проискам и заговорам "врагов ислама".

Еще одним требованием для иранского общества было свято соблюдать лозунг "Ни Восток, ни Запад, а исламская республика", идти на самопожертвование и материальные лишения, на отказ от демократических свобод и прав человека ради сохранения "завоеваний ислама", "справедливого исламского строя" и т.п.

Понадобилось относительно немного времени, чтобы огромные человеческие жертвы и экономический ущерб от войны, от политики самоизоляции и "опоры на собственные силы", нараставшее недовольство народа притеснениями и произволом властей, а также несостоявшиеся надежды тегеранских правителей на быстрое распространение в мире "исламской революции" стали явно проявляться. Что вынудило Хомейни и его окружение искать пути выхода из создавшегося военно-политического и социально-экономического тупика. Все это делалось на путях постепенной эволюции иранского исламского режима в сторону сглаживания крайностей и негативных последствий попыток тотальной исламизации. Этот процесс проходил в условиях сложного переплетения различных, зачастую противоположных, тенденций и напряженного противоборства, действующих в Иране и вне его политических сил. В политической системе Ирана все органы власти, все население страны подчинено догмам ислама. Духовный лидер избирается узким кругом людей, а не всем народом. По Конституции, духовный лидер — это, прежде всего человек, в полном объеме владеющий знаниями в области ислама.

Теократическая модель формы государственного устройства и структуры органов власти была разработана аятоллой Хомейни еще в период его пребывания в изгнание в Ираке [38, с. 197].

Разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. Вся законодательная и судебная власть сосредотачивается исключительно в руках духовенства. Парламент же не наделен никакой властью и представляет собой совещательный орган [38, с. 201]. Руководителем государства, контролирующим деятельность всех законодательных, исполнительных и судебных органов, является высшее духовное лицо – факих. Высший государственный пост принадлежит президенту, возглавляющий исполнительную власть

Высший орган законодательной власти — однопалатный меджлис состоит из 268 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 20 лет (женщинам это право предоставлено только в 1963). Законом предусмотрено лишение избирательных прав военнослужащих, вероотступников от ислама, нищих, лиц неопределённых занятий, политических и уголовных преступников.

Исполнительная власть осуществляется правительством — кабинетом министров. Судебная система включает: Верховный кассационный суд, апелляционные, губернские и мировые суды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Репрессивная политика государства в отношении православных священнослужителей и верующих
Восьмого апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление "О религиозных объединениях", которое с небольшими изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1990 г. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо деятельностью, кро ...

«Наказ» Екатерины и деятельность Уложенной комиссии
С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета (по предложению Петра Шувалова) уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до ...

Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства
Для возникновения феодальной раздробленности были экономические, социальные и этнические причины. Начнем с последних. Объединение восточнославянских племен и земель в единое государство привело к постепенному оформлению древнерусской народности и древнерусского литературного языка и культуры. Этот факт имел огромное значение в жизни во ...