Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е гг.
Страница 1

История » Правление Ивана Грозного. Культурная жизнь России в 1920-1930-е гг. » Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е гг.

Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн. безграмотных. Поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования.

В 1923 г. было организовано всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с М.И. Калининым.

Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропогандистские задачи закрепления у населения господствующей идеологии: Руководил работой Главполитпросвет. С 1923 г. увеличивается сеть рабочих клубов, библиотек. Выпускаются специальные серии брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы. С 1924 г. развертывается пропаганда "основ ленинизма".

Острая нехватка финансовых ресурсов заставило государство уменьшить в начале 20-х г. бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов.

В 1921 г. в качестве временной меры было введена плата за обучение.

В некоторых районах и республиках продолжали существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе). Начали создаваться школы - интернаты.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921 - 1925 г. стали школы ФЗУ. Не менее ¾ учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического персонала (мастер, бригадир, механик) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах.

В 20-е г. возникла форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки), вырастившие первое поколение советской интеллигенции, лояльной к советской власти и партии.

В 1921 г. в Москве открылся Институт красной профессуры для подготовки марксистских кадров преподавателей высшей школы.

Противоречия в экономике и политике, сложность общественных процессов нашли яркое отражение в произведениях различных видов искусств. Протест значительной части интеллигенции против октябрьского переворота, эмиграция многих деятелей культуры не остановили развитие искусства, толчок к которому был дан в начале века.

Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений.

Одно из влиятельных литературных групп - "Серапионовы братья" (1921 г) - объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, В.С. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.). Для их произведений характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени.

Из Промкульта выделялась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (С. Обрадович, В. Казин, Н. Полетаев). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, с 1924 г. называвшаяся Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), - наиболее массовое литературное объединение 20-х г. В его состав входило множество кружков и местных объединений.

Основными печатными органами групп были журналы "На посту", (1923 г), затем "На литературном посту (с 1925 г). Деятельность Рапа носила открыто "классовый", "пролетарский" характер, на страницах его велась кампания против "непролетарских" писателей - М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого и др. Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, насаждали идеологию большевизма в литературе.

Представители " Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) называли себя выразителями "умонастроений нашей переходной эпохи", проповедовали "советское западничество", ориентируясь на американизированную технологию.

В группу "Левый фронт искусств" входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции "литературы факта", отрицавшие художественный вымысел, психологизм.

Появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Кораченко ("История моего современника", 1921), А, Толстого ("Хождения по мукам", 1921), В. Вересаева ("В тупике", 1922) и др.

В 1922 - 1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия разных сторон быта.

Стали появляться книги интимного, детективно-авантюрного содержания.

В середине 20-х г. роман вновь стал лидирующим жанром в литературе (М. Горький "Дело Артамоновых", 1925; А. Серафимович "Железный поток", 1924; Фурманов "Чапаев", 1923 и др.

Страницы: 1 2

Флот
Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала е ...

Взаимоотношения с государством
До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования. В ...

Военно-политический кризис в Чечне
Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. исполком «Общенационального конгресса чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Грозном, объявив о создании Чеченской Республики. 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики. В 1992—1994 гг. из месяца в ...