Обучение на Руси
Страница 1

Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. В современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию человека. Много тысячелетий назад наши славянские пращюры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включения в конкретные виды деятельности: изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.

Обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общественным правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, горелки.

В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7- 8 лет в другую семью - подчиненную или зависимую. Такой обычай препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась историческая первая форма обучения и воспитания детей.

Дальнейшие значимые периоды обучения: семь лет – мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; двенадцать лет- подросток начинает выполнять мужскую работу; семнадцать лет- юноша становится взрослым. Отчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года- 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).

Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки – перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребёнок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха – не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм – один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой – воспитание христианина.

Страницы: 1 2

Население Крыма в XVIII-XXI веках
· Первая четверть XVIII века - 467 000 человек (95,1 % крымских татар, 2,6 % греков, 2,1 % армян, 0,2 % крымчаков и караимов) · 1760-е-70-е годы - 454 700 человек (92,6 % крымских татар, 4 % греков, 3,1 % армян, 0,3 % крымчаков и караимов) · 1795 год - 156 400 человек (87,6 % крымских татар, 4,3 % русских, 1,9 % греков, 1,7 % цыган, 1 ...

Борьба народных масс Украины против агрессии турецких и татарских феодалов. Иван Сирко
В это время над украинским народом нависла угроза порабощения султанской Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Ордынцы снова нападали на Украину, захватывали в плен тысячи людей. Крестьяне и казаки поднялись на борьбу с врагом. Особенно отличился в этой борьбе запорожский атаман Иван Сирко. Благодаря своим личным качествам он стал хо ...

Укрепление власти Москвы в первой половине 16 века.
В новых титулах и церемониях, какими украшала или обставляла себя власть, особенно в генеалогических и археологических легендах, какими она старалась осветить свое прошлое, сказывались успехи ее политического самосознания. В Москве стали чувствовать, что значительно выросли, и искали исторической и даже богословской мерки для определен ...