Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Страница 3

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики

Среди сторонников МРП преобладали представители городских средних слоев и крестьянства, а также рабочие. В 1945-46 гг. электорат МРП расширялся преимущественно за счет католиков. Религиозная ориентация массовой политической партии была необычной для Франции. На протяжении первой половины XX в. республиканское движение являлось активным антагонистом католической церкви, и даже обновленческий курс Святого престола в период понтификатов Льва XIII и Пия XI не изменил эту ситуацию. Вторая мировая война внесла раскол в среду верующих. Многие католики поддержали правительство Петена, провозгласившее начало борьбы за возрождение христианской цивилизации и усилившее влияние церкви в общественной жизни. Но немало патриотически настроенных католиков оказалось и в рядах некоммунистического Сопротивления. По завершении войны, на фоне распада всего правового фланга партийно-политического спектра образовывалась общеконфессиональная электоральная масса, которую и заполнила МРП.

Ориентация МРП на католический электорат вызвала изменение в ее программных установках. Радикальные демократические методы постепенно сменились на характерные для христианских партий методы социальной солидарности, защиты семейных и религиозных ценностей, «широкой политической, социальной и экономической демократии». Поддерживая единоначалие де Голль в период складывания Временного режима, МРП выступила Последствии против деголлевской идеи «сильного государства», отстаивая классические принципы парламентской демократии. о внешнеполитической области МРП заняла наиболее европеистскую позицию среди французских партий.

В политической жизни принимали активное участие и небольшие группы, вышедшие из движения Сопротивления. На основе нескольких из них в 1945 г. сформировался Демократический Социальный Союз Сопротивления (ЮДСР). В отличие от ФКП и МРП он представлял собой «парламентскую партию», не имевшую постоянного членства и разветвленной региональной структуры. В руководстве ЮДСР выделилось три течения. Одно из них возглавили сторонники де Голля. Большинство из них впоследствии вступили в голлистское движение. Вокруг председателя партии объединились сторонники умеренного курса, выступавшие за формирование широкой центристской коалиции и сохранение традиций французской парламентской демократии. Лидер Национального движения военнопленных и узников концлагерей Франсуа Ииттеран возглавил левое крыло ЮДСР, выступавшее за создание прокоммунистического левоцентристского блока и объединявшее партии противников де Голля.

Идея возвращения к традициям многопартийных парламентских коалиций была популярна и в Республиканской партии радикалов и радикал-социалистов. Она оказалась единственной из ведущих партий Третьей республики, сохранившей влияние после второй мировой войны. Но ее руководство было ослаблено межфракционной борьбой, а репутация в глазах избирателей подорвала еще со времен кризиса Народного фронта. Председателю партии Эдуарду Эррио не удалось предотвратить обособление левого I правого течений.

Ускоренное формирование широкого партийно-политического спектра вступало в противоречие с курсом на концентрацию государственной власти, избранным де Голлем. Уже в декабре 1945 г. неустойчивый компромисс между ведущими политическими силами сменился острым конфликтом. Спустя месяц де Голль заявил о своей отставке. Его преемником на посту главы Временного правительства стал социалист Ф. Гуэн

16 июня 1946 г., выступая на праздновании двухлетнего юбилея освобождения города Байер Голль впервые сформулировал свой конституционный проект. Его основу составила идея «сильного государства», способного обеспечить «величие» Франции, национальную независимость и единство. Де Голль жестко критиковал идею парламентской республики, видя в ней угрозу закрепления «режима партий» и полной дезорганизации государственного строя. В качестве альтернативы он рассматривал принцип «прямой демократии», основанной на референдумах и прямых, всеобщих выборах президента республики. Глава государства как непосредственный представитель всей Франции должен быть наделен преобладающими полномочиями, независимыми от парламента. Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти должны быть четко разграничены и уравновешены. При этом речь шла не столько о «разделении властей», сколько о их «равновесии». Глава государства, стоящий вне и над партиями, осуществляющий политический контроль над деятельностью всех ветвей власти, должен стать не диктатором, а арбитром и гарантом общенациональных интересов.

Страницы: 1 2 3 4

Сословные и административные реформы Екатерины II
В декабре 1763 года. императрица осуществила реформу Сената, разделив его на шесть департаментов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петербурге. Так правительствующий Сенат потерял прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическо-канцелярскую надстройку над центральными учреждениями империи. Во второй по ...

Суть реформы, ее основные положения и особенности
Согласно "Положению" 1864 г. создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественный (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах ...

Западное направление. Ливонская война (1558-1583гг).
Когда Сильвестр и Адашев стали склонять государя к войне с Крымским ханством, постоянно нападающим на южные рубежи России, царь предпочел сосредоточить свои усилия на Западе. Момент для завоевания Крыма был упущен, но появилась возможность решить вопрос с Ливонией, с которой у Москвы к тому времени не было ни войны, ни мира. Ливонский о ...