Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Страница 1

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики

Формирование органов власти в освобожденной Франции находилось под контролем двух крупнейших организаций Сопротивления – деголлевского

французского комитета национального освобождения и Национального совета сопротивления. Уже 2 июня 1944 г. ФКНО I объявил себя Временным правительством. Под его эгидой в Алжире начала действовать Консультативная ассамблея, Объединившая представителей большинства групп Сопротивления. на территории самой Франции по мере завершения военных действий власть переходила к департаментским комитетам национального освобождения. Поддерживаемые отрядами ФНС (Французских внутренних сил) они ликвидировали фашистскую администрацию, создавали народные трибуналы и милицию.

После освобождения Парижа де Голль начал консолидировать государственную власть. В соответствии с ордонансом Временного правительства от 21 августа 1944 г. назначенные в департаменты префекты приступили к восстановлению генеральных и муниципальных советов. В крупных городах представителями Временного правительства стали «комиссары республики». 28 августа де Голль издал приказ о ликвидации ФНС. 15 сентября были распущены народные трибуналы, 28 октября – милиция. В октябре 1944 г. в Авиньоне были созваны Генеральные штаты – съезд комитетов национального освобождения. Его делегаты признали верховную власть Временного правительства при условии вхождения в его состав представителей групп «внутреннего Сопротивления», включая коммунистов.

Помимо первоочередных мер по восстановлению экономической и социальной инфраструктуры, задачей Временного правительства была подготовка конституционно-правовой реформы. Политическая ситуация в стране оставалась чрезвычайно сложной. Война расколола французскую нацию. С правительством Петена сотрудничало большинство представителей государственной бюрократии, значительная часть предпринимателей. Аграрную и семейную политику фашистов широко поддерживали крестьяне, а многие военные отказались последовать призыву де Голля и выступить против формально законного правительства. После освобождения Франции более 190 тыс. французов были обвинены в коллаборационизме, из них около 100 тыс. приговорены к лишению свободы или поражению в правах. Из общественной жизни были исключены политические деятели, поддержавшие Петена не только в силу «соглашательства», но и в знак солидарности с идеями национально-консервативной революции, традиционалистскими и этатистскими идеалами фашистов. Дискредитированным оказалось само понятие «правой идеологии». Для страны, где по-прежнему сохранялись многочисленные средние слои, где сильны были патриархальные традиции «сельской глубинки» и влияние католической духовной культуры, подобные изменения были чрезвычайно болезненными. Они дестабилизировали электоральное поле и формировали предпосылки для коренной ломки партийно-политического спектра, складывания исключительно пестрой и неустойчивой многопартийной модели.

Участие в Сопротивлении более 170 тыс. французов стало еще одним фактором, разительно изменившим политическую жизнь страны. Размах этого движения был вызван не только военной катастрофой 1940 г. Общественные настроения во Франции начали решительным образом меняться еще в 30-е гг. Господству элитарного государственно-бюрократического истеблишмента Третьей республики вызов бросили массы, склонные к идеологической экзальтации, чутко реагирующие на изменения общественной энергетики, чрезвычайно уязвимые для любой экстремистской пропаганды, требующие нового языка профессиональной политики и готовые к самым радикальным действиям во имя коренного обновления Республики. Уже Народный фронт продемонстрировал потенциал «массовой политики», а в годы войны она стала реальностью.

Страницы: 1 2 3 4

Благотворительность в современном мире. Проблемы благотворительной сферы
Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах. Распределение бюджетных сре ...

Сравнительный анализ публикаций
Судьба женщин – мемуаристок оказалась сходной: совсем молоденькими, охваченные патриотическим порывом, они устремились на фронт, чтобы стать частью русской армии, воевавшей с внешним врагом. После раскола на белых и красных они вступили в Добровольческую армию и до конца прошли с ней тяжкий путь ее поражения, закончившийся для них утрат ...

Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина
События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства. К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство. В 1547 г. семнадцатилетнего великого княз ...