Индия в 60–70-е годы: углубление противоречий внутреннего развития
Страница 1

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Индия в 60–70-е годы: углубление противоречий внутреннего развития

В развитии внутриполитической ситуации в Индии в 60-х годах немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Особенно остро она проявилась в штатах, где национальные меньшинства образовали компактные и значительные группы населения. В 1960 году законодательное собрание штата Ассам приняло решение заменить английский язык ассамским в качестве официального языка штата. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны проживающих там бенгальцев. Одновременно в Ассаме усилилось движение за национальную автономию крупных этнических групп – формировавшихся народностей: нага, кхаси, микир, гаро, лушаев, мизо. Выступления кхаси, лушаев, и других этнических групп увенчались выделением в 1972 году из Ассама нового штата – Мегхалайя. Дальнейшая консолидация различных этнических общностей многонациональной Индии, становление индийских наций, рост на этой основе местного национализма – все эти процессы усложняли проблему государственного языка. Вопрос о государственном языке в Индии являлся частью проблемы межнациональных отношений.

В обществе, где религиозные институты до настоящего времени играют решающую роль в формировании идеологии огромного большинства населения, конфликты на религиозной почве имели самодовлеющее значение. Однако наиболее частыми и наиболее острыми они были в тех городах и местах, где мусульмане составляли компактные группы среди торговцев, ремесленников, средних слоев, включая интеллигенцию. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, до настоящего времени продолжают играть решающую роль и мире бизнеса, и в мире чиновничества, и среди лиц свободных профессий. В этих условиях конфликты между отдельными группами торговцев и тому подобное, принадлежавших к различным религиозным общинам, часто выливались в индусско-мусульманские столкновения. Подобный характер имели почти все крупные индусско-мусульманские столкновения. Развертыванию индусско-мусульманских религиозных конфликтов, несомненно, способствовал индо-пакистанский пограничный конфликт, перешедший в войну между двумя государствами. К началу 1965 года спор из-за Кашмира вспыхнул с новой силой. В январе этого года произошло перестрелка между пограничными патрулями на южном участке западной индо-пакистанской границы – в спорном районе полупустынной местности Катчского Рана. После того как с обеих сторон были подтянуты подкрепления, в апреле произошел более серьезный инцидент, сопровождающийся артиллерийской дуэлью. В Кашмире вспыхнули беспорядки, спровоцированные группами, связанные с экстремистскими кругами в Пакистане. Индийские войска в Кашмире вошли в соприкосновении с пакистанскими военными подразделениями и заняли горные проходы на территории Кашмира. В сентябре начались вооруженные столкновения, в бой были введены танковые подразделения и авиация. Как в Индии, так и в Пакистане было объявлено состояние войны. Решающую роль в прекращении конфликта сыграл Советский Союз, еще в августе выступил с мирной инициативой. В послании главам правительства Индии и Пакистана от 17 сентября 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выдвинул предложение о добрых услугах в урегулировании конфликта. Это предложение было принято и военные действия были прекращены. В 1966 г. в Ташкенте были проведены переговоры между Лалом Бахадуром Шастри и Айюб-ханом, в которых по просьбе обоих сторон принял участи А.Н. Косыгин. В результате 11 января была подписана Ташкенская декларация политического урегулирования, которая открывала путь к нормализации отношений между обеими странами. Но эта весть была омрачена сообщением о кончине в Ташкенте вскоре после подписания Декларации Лала Бахадура Шастри. Смерть премьер-министра послужила поводом для нового обострения внутриполитического положения в стране.

После состоявшегося в апреле в 1961 году VI съезда Компартии Индии расхождения внутри партийного руководства усилились. Эти разногласия проявились со всей очевидностью осенью 1962 года в период обострения индийско-китайского пограничного конфликта. Центром притяжения всех оппозиционных большинству Национального совета сил стала фракция внутри организации КПИ в Западной Бенгалии. Оппозиционная фракция, действовавшая с этого времени открыто, включала лидера коммунистической группы в законодательном собрании штата Джоти Басу, секретаря организации КПИ в штате Промоде Даса Гупту, секретаря западно-бенгальского отделения Всеиндийского крестьянского союза Х.К. Конара. Раскол КПИ, фактически начавшийся в конце 1962 года, завершился к октябрю 1964 года. Смерть Л.Б. Шастри вызвала новый взрыв противоречий в руководстве правящей партии. Впервые в истории Конгресса на пост премьер-министра было выдвинуто две кандидатуры: Индира Ганди, дочь Неру, – от центристской и левой фракции и Морарджи Десаи – от правой фракции. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди. В мае 1967 года большинство местных партий бывших конгресистов образовали новую общеиндийскую партию «Бхатрия кранти дал». Произошли изменения и в объединенной социалистической партии. Принятая в 1966 году ОСП программа конкретных социально-экономических преобразований в основном совпадала аналогичными программами КПИ. Всеобщие выборы в Индии в 1967 году продемонстрировали степень влияния политических партий на избирателей, а так же их политический вес в парламенте по сравнению с выборами 1962 года. Наиболее существенно изменилось положение Национального конгресса. Было покончено с длительной монополией Конгресса на власть. Начался процесс замещения однопартийной системы правления, действовавшей в интересах имущих классов, двухпартийной или многопартийной.

Страницы: 1 2 3 4

Краса ненаглядная
Европейские и восточные путешественники, проезжавшие через земли, русичей отмечали у наших предков высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу лица, красивые русые волосы. В Древней Руси существовал особый идеал мужской и женской красоты. В женщинах особенно ценилась статная фигура, величественная осанка, плавная лебеди ...

Крестьянское движение
Реформа 1861 г. и борьба крестьян России против её грабительского характера оказали большое влияние на аграрное движение в Молдавии. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 60-80-х гг. в молдавской деревне обостряются классовые противоречия. Царане, резеши, государственные крестьяне выступали против помещиков и царского са ...

Война - и в Африке война. Глазами очевидцев
В журнале «Азия и Африка сегодня» была опубликована статья А. Бовкало «Русские православные приходы в Африке». В эту статью включены выдержки из дневника настоятеля русской церкви св.Александра Невского в Александрии Алексия Дехтерёва. Он вёл дневник 1940-1942 годы, из выдержек которого, населению Египта, под боком которого шли военные ...