Глава III.

У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия.

При ПЕРЕЛОЖНОЙ системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2 - 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10-15 лет.

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ система названа так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Тем самым создавалась благодатная почва, ведь зола - отличное удобрение. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхли ли. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель. Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.

Также славяне занимались охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством, у них были развиты некоторые ремесла, такие как гончарное ремесло и кузнечное ремесло (у восточных славян). В кузнечном ремесле использовалась болотная руда, в изобилии находившаяся в болотах. Она легко добывалась и плавилась, но была хрупкой.

Заселив леса и лесостепи, восточные славяне не оставили без внимания и лесные богатства. Охота и бортничество (сбор меда и воска диких пчел) требовали труда и терпения не меньше, чем обработка земли. В лесу надо было устраивать и поддерживать охотничьи ловушки и борти (дупла для пчел). И лес исправно снабжал людей пушниной, мёдом и воском.

Политический строй древних славян – военная демократия. Народ непосредственно участвовал в управлении государством с помощью народного собрания или вече. Во главе союза племён стоял князь. Он опирался на дружину, причём в дружине он был лишь первым среди равных. Также князь не мог ничего сделать без согласия вече или совета старейшин. Само слово “князь” взято из немецкого языка, где оно означало военного руководителя.

Судебной системы как таковой у славян не было. Преступление считалось ”обидою”, а обиженный человек должен был сам разбираться с обидчиком. За убийство человека мстил его родич. Обычай кровной мести так укоренился, что даже стал почитаться как закон. Иначе и быть не могло в обществе, где княжеская власть ещё не укрепилась, где даже князь считался иноплеменником и был окружён такими же иноплеменниками – дружиной.

Наподобие того, как варяжская дружина со своим конунгом-князем составляла особое сообщество среди славян, и сами славяне имели такие союзы и общества. Они жили родами или общинами; в других случаях они сами устраивали дружины и торговые товарищества в городах. Каждый человек, принадлежавший к такому обществу, пользовался защитой рода, общины, дружины, но мало кто надеялся на князя, так как княжеская власть была ещё слаба.

Религия славян – язычество. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В представлении славян обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца – Дажьбога и бога Ветра – Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень “род” является основой многих русских слов (народ, родина, родник, урожай и т.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши – хозяйки рога изобилия и Леды – покровительницы весенней пробуждающей силы. С выделением семьи в культовой системе древних руссов значительной место занял семейный предок – домовой – охраняющий дом, его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Но все образы богов не получили у славян такой ясности, как в греческой мифологии. Внешний культ тоже был не очень развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов.

Підпис: 
Так Шлёцер скорее всего представлял славян. 
Славяне занимались торговлей, в основном - с Византией. Туда они везли мёд, шкуры и воск, обратно предметы роскоши, ткани, вино. Путешествовали купцы по торговому пути “Из варяг в греки”. Это - опасный и сложный путь, пролегающий по рекам и ведущий от Балтийского моря до Средиземного моря. "Повесть временных лет" так описывает его: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река". Весной в Киеве собирались большие торговые караваны из лодок, выдолбленных из стволов деревьев. Славяне называли такие лодки ладьями, а византийцы – моноксилами. Они вмещали несколько сот пудов груза и до 40-50 человек экипажа. К ладьям княжеским присоединялись ладьи княжеской дружины и купцов (“гостей”); весь караван охранялся княжеской стражей и вооружёнными охранниками гостей, ведь потеря товара для купца нередко означала потерю всего труда за год. Купцов-славян византийцы всегда встречали гостеприимно не столько из-за товаров, сколько из страха перед дружиной.

Зарождение партизанского движения
Программа развертывания партизанского движения была изложена в директиве ЦК ВКП (б) и Совнаркома, принятой 29 июня 1941 года. В ней определялись характер партизанской борьбы, основные ее задачи. Для развертывания борьбы в тылу интервенционистских войск директива рекомендовала использовать все формы и средства: вооруженные партизанские с ...

Политические идеи Гумбольдта
Одновременно со Шлейермахером, Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение». Гумбольдт считал, что в индив ...

Репрессивная политика государства в отношении православных священнослужителей и верующих
Восьмого апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление "О религиозных объединениях", которое с небольшими изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1990 г. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо деятельностью, кро ...