Генеральный конструктор Балабуев Петр Васильевич
Страница 1

История » Авиаконструкторы О.К. Антонов, П.В. Балабуев » Генеральный конструктор Балабуев Петр Васильевич

23 мая сего года исполняется 75 лет со дня рождения Петра Васильевича Балабуева, известного во всем мире конструктора авиационной техники. Его имя прочно ассоциируется с АНТК им. О.К.Антонова, который он возглавлял с 1984 г. до мая 2005 г. Эпиграфом к рассказу о его жизни могут служить слова самого Петра Васильевича: "Умею и люблю работать. Хобби - это моя работа, а работа - мое хобби".

П.В.Балабуев родился на Луганщине, в хуторе Валуйск. Как он сам говорил, детство и юность научили его работать, не признавая безвыходных ситуаций, обязательно доводить начатое до конца. Ведь после войны он остался единственным мужчиной в семье - с матерью и двумя сестрами. Отец партизанил и был расстрелян фашистами.

Решая для себя вопрос, кем стать, он думал и о карьере военного, и о работе кораблестроителя. Однако самым высоким уровнем человеческого творения ему казалось тяжелые крылатые машины. Это, в конечном счете, и повлияло на выбор. Как позже вспоминал Петр Васильевич, "не было тогда мальчишки, который бы не мечтал летать".

Закончив 1954 году Харьковский авиационный институт, факультет самолетостроения, П.В.Балабуев вместе с группой выпускников прибыл на работу в молодое конструкторское бюро О.К.Антонова. Предприятию было только 8 лет, практически все приходилось делать и решать впервые. П.В.Балабуев с удовольствием вспоминает те годы: "Работали с таким энтузиазмом, который сегодня трудно представить. Как раз шла вторая машина нашего КБ - транспортный самолет Ан-8. Мы построили его за два года, на 10 лет опередив зарубежных коллег". Большую роль в конструкторской судьбе Петра Васильевича сыграла атмосфера, царившая в то время в коллективе. "В таких условиях и подумать было грех работать без порыва, жаловаться на трудности, отступать перед сложным заданием. О.К.Антонов личным примером утверждал творческий поиск, добросовестный труд, изобретательность, истинное горение".

Настойчивость, целеустремленность, несгибаемость, решительность, с которыми работал Петр Васильевич, быстро выделили его в ряду сверстников, сформировали будущий характер руководителя.

Инженер-конструктор, начальник мастерской, начальник сборочного цеха, ведущий инженер по летным испытаниям. И уже в 30 лет, в 1961 году, П.В.Балабуев был назначен О.К.Антоновым на очень ответственную должность заместителя Главного конструктора, начальника филиала ОКБ на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П.Чкалова. Назначен в период запуска в серию самого большого в то время в мире, к тому же, первого широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-22 "Антей". На ТАПОиЧ проявился в полную силу его талант инженера, организатора и руководителя. Заместителю Главного конструктора необходимо было оперативно решать вопросы по конструкции самолета, устранять конструкторские неувязки и оперативно заниматься кооперацией: увязывать и согласовывать технические вопросы, сроки и различные поставки с более чем 800 предприятиями разработчиков и поставщиков.

После успешной работы в Ташкенте в 1965 году Петр Васильевич был назначен на должность директора Киевского механического завода - так официально называлось в то время ОКБ Антонова. П.В.Балабуев вспоминает: "Завод только начинал по-настоящему складываться, проблемы рождались, как грибы. Чтобы решать "директорские" вопросы профессионально, необходимо было пополнить свои знания: изучить основы управления, экономики, организации производства… Вообще-то, сколько себя помню - все учился". На этой должности Петр Васильевич проводит ряд организационных мероприятий, которые улучшают структуру предприятия и взаимодействие всех подразделений завода - производства, финансовых служб и ОКБ.

С 1971 года Петр Васильевич - Главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора О.К. Антонова. В это время ОКБ занималось созданием нового легкого транспортного самолета Ан-72 - первого самолета марки "Ан" с турбовентиляторными двигателями и первого самолета короткого взлета и посадки с использованием эффекта Коанда. На его базе позже был создан гражданский транспортный самолет Ан-74. Петр Васильевич непосредственно руководил разработкой и созданием этих самолетов.

Это был также период исследований, разработки и реализации программы уникального тяжелого транспортного самолета Ан-124 "Руслан", ставшего гордостью всей советской авиапромышленности. Не было ни одного сколько-нибудь важного вопроса при создании этого самолета, которым бы не занимался Петр Васильевич. Один из ярких моментов его биографии как руководителя, умеющего принимать и осуществлять неординарные и очень смелые решения, связан с производством "Руслана". В то время в АНТК не было ни свободных площадей, ни оборудования для изготовления центроплана и крыла для такого гиганта. Поэтому собирали их в Ташкенте. Но как доставить их в Киев? Ведь габариты этих изделий не вписывались ни в один транспортный стандарт. И тогда Балабуев предложил наладить перевозку крыла… по воздуху, используя Ан-22 "Антей". Пришлось решить много сложных прочностных, конструкторских и аэродинамических задач. Но план был осуществлен блестяще! В мировой практике не было примера перевозки вне фюзеляжа груза весом 23 тонны и длиной 35 м. Это изобретение получило дальнейшее успешное развитие при создании самолета Ан-225 "Мрія".

Страницы: 1 2 3

Никита Павловец – сын Ивана Ерофеева. Детство и начало творческой деятельности
Образ отца часто возникал в памяти Никиты, когда того не было рядом. Он всегда видел его сгорбленную спину над большими и малыми досками, которым под рукой мастера суждено было становиться святынями. Слева от иконописца лежали бумажные листы прописей с изображениями святых, а справа – кисти в поставце и множество горшочков с разведенным ...

Броненосные динозавры
Все динозавры этой группы — растительноядные. Но вид у них был очень свирепый из-за костяных «доспехов»: у стегозавров вдоль спины и хвоста располагались пластины и шипы, туловище анкилозавра защищал панцирь из костяных щитков, у некоторых динозавров имелась угрожающего вида булава на хвосте. Огромный стегозавр выгля­дел ещё больше бла ...

Первые попытки «открытия» Китая европейцами
На рубеже XVIII-XIX вв. западные державы, и в первую очередь Англия, все более настойчиво пытаются проникнуть на китайский рынок, который в это время был едва приоткрыт для иностранной торговли. Со второй половины XVIII в. вся внешняя торговля Китая могла проходить лишь через Гуанчжоу (за исключением торговли с Россией, которая велась ч ...