Первое упоминание о Москве и причины её возвышения.Страница 1
К началу 14 в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь Владимира стоял во главе княжеской иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на Владимирский престол. Из многочисленных земель, на которые распалась Владимиро-Суздальская земля, самыми значительными стали Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла возглавить объединительный процесс. Наименьшие шансы имела последняя, вследствие своего соседства с Ордой. Равные были у двух других.
Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Любопытно, что городок этот впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и южным Чернигово-северским краем. Сюда в 1147 г. Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: "Приди ко мне брате, в Москову".
Это - первое известие о Москве, сохранившееся в летописях. По-видимому, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. Двор должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение. На другой день по приезде Святослава хозяин устроил гостю "обед силен" и хорошо угостил его свиту, для чего надобно было иметь под руками достаточно запасов и помещения, хотя Святослав приехал в "мале дружине".
В 1156 г., по летописи, князь Юрий Долгорукий "заложи град Москву" пониже устья Неглинной, т. е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Версий возникновения слова "Москва" существует множество. Большинство историков склоняются к такой версии: "москва" с древнерусского - "влажное место", мол, там были такие пространства.
Со временем возникновения и с географическим положением Москвы тесно связана и ее дальнейшая политическая судьба. Как городок новый и далекий от суздальских центров Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать стольным городом особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. По ранним известиям о Москве трудно было бы угадать ее дальнейшую политическую судьбу. Она представлялась неожиданной и дальнейшим поколениям севернорусского общества.
Задавая себе вопрос, каким образом Москва так быстро поднялась и стала политическим центром северо-восточной Руси, древнерусское общество затруднялось найти ответ: быстрый политический подъем Москвы и ему казался исторической загадкой. Это впечатление отразилось в одном из многих народных сказаний, предметом которых служит первоначальная судьба этого города и его князей. Одно из этих сказаний, записанное уже в 17 веке начинается приблизительно в таком тоне: "Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти? Стояли на Москве-реке села красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича".
Уже в конце 15 века возникла теория "богоизбранности Москвы", которой самим Богом было предназначено стать "Третьим Римом": мол, Москва, как и Рим стоит на 7 холмах (при этом забывают, что эти 7 холмов вошли в территорию много веков спустя. Вопрос "почему Москва?" - и сегодня один из самых трудных для учёного. Для ответа на него следует шаг за шагом проследить, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. На этом пути немало трудностей, и главная из них - скудость источников. К сожалению, летописцы 13 - первой половины 14 веков не предвидели, по меткому выражению Н.М. Карамзина, "блестящего будущего" Москвы и уделили совсем мало внимания начальным страницам её истории.
По поводу "тайны" возвышения Москвы предлагались различные версии.
"Географическая" версия предполагает с одной стороны выгодность географического положения (центр Русской земли, торговые пути по рекам), с другой - бедность природы и скудость почв, толкавшие к расширению территории, но и позволявшие выработать "железные характеры" московитов. Согласно социальной версии усиление Москвы произошло вследствие относительного спокойствия в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. Поэтому ей и предпочитали служить духовенство и боярство. Третья - политическая - версия исходит из мудрости и дальновидности московских князей, т. е., из их личных качеств. Наконец, последнее объяснение принадлежит современному историку А. А. Зимину, который, подвергая критике многие доказательства этих версий, предложил свой "ключ к пониманию" этого процесса. Он - "в особенностях колонизационного процесса и в создании военно-служилого войска (двора)".
Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов
Жизнь и мировоззрение Льва Александровича Тихомирова стали в последние годы предметом изучения со стороны многих отечественных исследователей. Возможно, это связано с тем, что Тихомиров был нетипичным консерватором.
Л.А.Тихомиров родился 19 января 1852 г. в семье военного врача. В 3 классе гимназии он уже зачитывается Писаревым, его «х ...
Масоны и отречение Николая II
В результате ряда организованных единым масонским центром совещаний оппозиционных деятелей был разработан общий план захвата царского поезда во время одной из поездок Николая II из Петербурга в Ставку или обратно. Арестовав царя предполагалось тут же принудить его к отречению от престола в пользу царевича Алексея при регентстве Михаила ...
Выводы
Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность – это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Муд ...