Египет под турецким господством
Страница 3

Постепенно статус ильтизама изменился, он превратился в пожизненное, а затем и наследственное владение. После смерти владельца его наследник должен был уплатить вступительный взнос (хульван) или практически выкуп, который состоял из суммы трехгодичной ренты и одной пятой стоимости владения. За это он получал соответствующий документ.

В каждом ильтизаме земля делилась на две части: барскую (улея) и надельную (атар). Обработка земель улея велась либо барщинным, либо (в редких случаях) наемным трудом. Земли атар являлись пожизненными наделами крестьян. За свои наделы крестьяне выплачивали помещику ренту: денежную – в Нижнем Египте, продуктовую – в Верхнем Египте. Продуктовая рента составляла 20 – 35 ардебов пшеницы при урожае в 50 ардебов. При передаче крестьянских наделов по наследству новый держатель должен был уплатить мультазиму высокий выкупной платеж.

Денежная рента, взимаемая мультазимами с крестьянства, называлась маль аль-хурр. Она делилась на три неравные части. Одна часть шла на выплату дани Порте. Эта часть вручалась каирскому паше. Другая часть предназначалась на содержание провинциальной администрации (пашафии). Размер этих двух частей фиксировался законом и подлежал безусловной выплате. Остальная часть маль аль-хурра (файз) оседала в руках мультазимов. Но помещики не удовлетворялись этой суммой. Сверх маль аль-хурра они взимали баррани – традиционные крестьянские повинности (первоначально добровольные «подарки» крестьян своим помещикам в натуральной форме, затем они приняли денежную форму и стали обязательными). Помимо этого, в каждой деревне были свои местные налоги и повинности.

Мультазимы располагали своим административным аппаратом: писцами, стражниками, сборщиками налогов. Сбор налогов неизменно сопровождался насилием, избиениями, пытками. Мультазим мог подвергать феллахов телесному наказанию, заключать в тюрьму, а в некоторых случаях даже казнить. Если феллах не платил налог, мультазим отбирал его имущество. Без разрешения помещика феллах не мог покидать свою деревню, а в случае побега мультазим с помощью кашифов ловил его и возвращал обратно. Однако мультазим не мог продать феллаха отдельно от земли и не мог отобрать его землю и имущество, если тот вносил установленные налоги и платежи.

Крупнейшими феодалами-землевладельцами стали мамлюкские беи. Они имели собственные ильти-замы, а также атлаки (феодальные владения, освобожденные от всех видов налогов). Кроме того, бей фактически распоряжался всеми ильтизамами своей провинции. Мультазим должен был сначала просить бея об утверждении в правах, лишь затем дело передавалось к вали.

В Нижнем Египте мультазим имел наследственную усадьбу – валья, которая освобождалась от уплаты налогов и обрабатывалась барщинным трудом феллахов. Остальные земли, входившие в ильтизам, мультазимы сдавали в аренду феллахам. Эта «ард аль-феллах» («крестьянская земля») обычно составляла 9/10 земель деревни.

Вакфы, которые принадлежали мечетям и другим религиозным организациям (мусульманским учреждениям), были записаны в особый реестр, они сохраняли свои традиционные привилегии. Кроме земли, в вакф записывались лавки, мастерские, мельницы и т.д. Вакфами управляли назиры (главы низшей административно-территориальной единицы – нах-ши), которые подчинялись назир ан-нуззару. Последний подчинялся главному кади Египта. Существовали земли «ризк» («кормление»), которые от имени султана давались заслуженным офицерам и чиновникам в виде пенсий. Как правило, владельцы риз-ков обращали их в вакф, чтобы избежать произвольных поборов и конфискаций. Такой вакф передавался по наследству. Так часто поступали и владельцы мульков. Так как по закону вакф нельзя было отчуждать, то практиковалась сдача этих земель в долгосрочную аренду. Нередко «жертвовали» землю вакфу мелкие крестьяне, стремясь спасти свой клочок от феодальных захватов (обычно жертвователи и его прямые наследники пользовались землей, пока их род не угасал; они выплачивали лишь налог религиозному учреждению). Положение крестьян вакуфных земель было не лучше, чем в феодальных поместьях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Становление российского самодержавия.
«Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в самом разрушении пользу целости». (Н.М. Карамзин об истории государства Российского). ...

Аграрный вопрос
Огромное значение имел земельный вопрос. Возобновив частную собственность и отменив закон Центральной Рады про социализацию земли, П.Скоропадский понимал, что нерешённый основной вопрос революции приведёт к неудовольствию крестьян. Поэтому с самого начала Кабинет Министров принимал меры по урегулированию конфронтации крестьян с помещика ...

Проклятая биография
Новая биография будущего генсека писалась непросто. Согласно заявлению 18летнего помощника киномеханика из Моздока Юрия Андропова с просьбой принять его в Рыбинский речной техникум от 22 марта 1932 года, отца он лишился в двухлетнем возрасте, то есть в 1916 году. В автобиографии, написанной в августе 1937 года, 23летний Андропов уже соо ...