Египет под турецким господствомСтраница 2
В XVI–XVII веках в Египте существовало развитое феодальное общество. Как и в любом феодальном обществе, система землевладения в арабских провинциях Османской империи была чрезвычайно сложна. Все земли делились на три основные группы: государственные земли (мамлекет, или мири), верховным собственником которых считался султан; земли религиозных учреждений (вакфы, или ризики) и частновладельческие земли (мульк). В принципе считалось, что вся земля находилась в верховной собственности султана, который и передает ее в постоянное частное владение, обращает в религиозные земли или использует ее плоды как часть имперской собственности (хасс, хавасс и ху-майюн). В Египте была сохранена та же система феодального землевладения, что и при мамлюкских султанах. Все земли принадлежали феодалам: мультазимам (землевладельцам-откупщикам), турецкому вали и мусульманскому духовенству. Вали как представитель империи прямо управлял с помощью каширов меньшей частью земель (хасс) («кашиф-ские деревни» – «кура куфушийя»). В особом положении находились четыре морских порта: Александрия, Дамьетта, Розетта, Суэц. Порта представляла их в качестве тимара морским начальникам – калуданам, которые должны были содержать на доходы от них военные суда.
Тимарная система в Египте не получила широкого развития. Тимары, за исключением упомянутых морских городов, в Египте не раздавались. Основная часть государственных земель использовалась не прямо, а через посредников, путем раздачи в качестве мукатаа (то же, что в доосманский период икта), т.е. в виде феодального поместья. Права и обязанности владельцев мукатаа были различны. В XVI веке мукатаа давалось в форме эманет, когда государственным доверенным лицам, эминам, был поручен контроль над эксплуатацией земли и сбор налогов для передачи в казну. Эмин получал из казны жалованье, не зависящее от размера собираемой суммы денег. В XVI веке турецкие наместники, используя эту систему, стремились возродить сельское хозяйство Египта, которое сильно пострадало во время завоеваний. Крестьяне, которые бежали из своих деревень, в принудительном порядке возвращались обратно. Они должны были обрабатывать землю под угрозой наказания. Однако За крестьянами было признано право пользоваться землей и получать часть ее продукта. Это право называлось асар. Наместники и их представители следили за деятельностью эминов.
В XVI веке феодальная эксплуатация была более упорядоченной и умеренной, чем в последующие периоды. По мере общего ослабления Османской империи и ее власти в провинциях система эманет сменяется системой ильтизама. При этой системе сбор налогов отдавался на откуп, и доход от мука-таа делился между казной и владельцем ильтизама – мультазимом. Эта форма распространилась в конце XVI века. В первой половине XVII века она стала преобладающей.
Мультазимы назначались как из числа турецких чиновников и офицеров, так и из числа местных арабских шейхов. Турецкие беи унаследовали от мамлюкских правителей обычай создавать личную гвардию из невольников, специально подготовленных к военной службе. Затем мамлюков стали назначать на важнейшие правительственные посты, жаловать им крупные земельные владения.
Мультазимы освобождались от военной службы, но вместо этого облагались налогами. Размер налога заносился в специальный регистр, который находился у главы финансового ведомства – дефтердара. Если налог не выплачивался своевременно, то имение отбиралось и передавалось новому владельцу. Владельцы ильтизамов сначала получали их на один год.
Восточные государства-деспотии, их судопроизводство
и право
Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель. Они либо сдавались в аренду, либо обрабатывались «ишшаккумами» – работниками подневольного труда, которые не владели ...
Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...
Московский союз князей.
Политическое следствие приобретения московским князем великого княжения состояло в том, что московский князь, став великим, первый начал выводить северную Русь из состояния политического раздробления, в какое привел ее удельный порядок. До тех пор удельные князья, несмотря на свое родство, оставались чуждыми друг другу, обособленными вл ...