Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские
племена до образования государства.Страница 2
Таким образом, исследователь доказывал, что у славян уже шла государственная консолидация задолго до появления варягов. Приход варягов по мнению историка, также является событием важным, с ним в землях славян начинается новый этап развития общества – образование варяжских государств. Но они мало чем отличались от ранее существующих славянских и носили исключительно экономическое торговое значение. А варягам он отводит роль всего лишь дополнительного, а не решающего фактора в становлении Древнерусской государственности.
Точка зрения Н.М.Карамзина противоречит мнению Ключевского. Так, описывая славян, историк говорит об их полной несостоятельности в плане создания государства. Славяне, в его понимании, жили полудикими племенами, далёкими от такой высокой организации общества, как государство. Например, говоря о физическом и нравственном характере славян древних, он сообщает: «Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, … обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства[24]», «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищей; удивляли греков своей быстротою; с чрезвычайной лёгкостию всходили они на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в глубокие реки и опасные болота. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей[25]».
По мнению Карамзина варяги задолго до их легендарного призвания присутствовали на территории славян: « Варяги, овладевши землями чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими (славянами) без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость[26]». К тому же историк отмечает, что варяги «…, господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, …долженствовали быть образованнее славян…, могли сообщать им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа[27]». То есть эти отношения были для обоих народов выгодными: для варягов - получение дани, для славян – военное покровительство, гарантия защиты и безопасности.
Однако «Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском; нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне… потребовали властителей от варягов[28]». Из указанного следует, что самостоятельно править справедливо и спокойно, без войн и междоусобиц, славяне были не в состоянии.
Карамзин также считает, что у славян до призвания Рюрика не было государственного устройства, что можно подтвердить его следующими словами: « До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными[29]».
По мнению ученого, славяне сами осознавали свою ущербность, поэтому и обратились за помощью к варягам. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями[30]» - такими словами он начинает свой труд, и начало Российской истории он ведёт, соответственно, с момента призвания варяжских князей.
Философия
религии
Философия религии в мировоззрении Шлейермахера имеет первенствующее значение. Первым сочинением, посвященным исследованию религии, были «Речи о религии, направленные к образованным людям, находящимся среди её недоброжелателей» (1799). Задачей этого сочинения было — показать, что религии принадлежит в душе человеческой совершенно самосто ...
Англо-французские противоречия и их влияние на "политику умиротворения".
Аншлюс Австрии
30 января 1937 г. Германия в одностороннем порядке заявила об отказе от соблюдения статьи 231 Версальского договора, запрещавшего аншлюс с Австрией. Этот демарш, означавший дальнейший слом послевоенного устройства в Европе не вызвал ответных акций Великобритании и Франции и был поддержан Италией. В ноябре 1937 г. А. Гитлер объявил своем ...
Реформы Б.Н. Ельцина
Ельцин Борис Николаевич государственный, партийный и общественный деятель, первый Президент России. В апреле. 1985 г. Ельцина назначили зав. отделом ЦК КПСС. Через два месяца он стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем МГК КПСС, а в 1986 и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1987 Е. разошелся с М.С. Горбачевым по коренным вопроса ...