Шляхта
По-прежнему господствующим классом осталась шляхта, которая в XVII-XVIII вв. получили ряд привилегий. Речь Посполитую часто называли "шляхетским государством".
Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православную шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.[[8]]
Среди прав шляхты были: право на владение землей, свобода от податей, пошлин, воинского постоя, право личной неприкосновенности, право занимать государственные должности и выбирать короля. Что касается обязанностей, то шляхта должна была участвовать в шляхетском ополчении и платить подати на военные нужды, но подати она перекладывала на крестьян. С 1696 г. шляхта ВКЛ окончательно уравнялась в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших должностных лиц.
Шляхта ВКЛ, получая привилегии от короля видела, что если она будет идти вместе с польской шляхтой, то она получит еще больше прав.[[9]] Так оно и было. «Генриховские» артикулы, которые окончательно узаконивали систему шляхетской демократии, назначались народам как «польскаму, так і літоўскаму . і ўсіх . зямель і правінцый, што ўваходзілі ў Рэч Паспалітую»[[10]]. Поэтому шляхта ВКЛ все больше поворачивалась к польскому, а это значит к католицизму, польской культуре и речи. Это, в свою очередь, сдерживало развитие белорусской государственности, культуры, языка. Ополячивание господствующего класса на землях Беларуси во второй половине XVIII в. привело к такой ситуации, когда белорусскому крестьянину и горожанину противостоял не только пан-угнетатель, но и представитель другого народа, веры, культуры, языка.
Уже во второй половине XVII в. стало ясно, что расширение шляхетской демократии при ослаблении центральной королевской власти ведет к ее передаче в руки магнатов, которые экономически закабаляли шляхту, превращая ее в свое вассальное окружение. Закон давал шляхтичу равные права с магнатами на участие в государственных делах, но на практике экономическая мощь последних полностью подавляла политическую свободу простого шляхтича.
Таким образом, роль крупных магнатов в стране еще больше возросла. Они занимали высшие государственные должности, по сути, были главной силой в стране.[[11]]
Местничество.
На рубеже XV- XVI вв. в едином государстве возник особый порядок назначения на должности – местничество. Возможность занять тот или иной пост зависела от происхождения служивого человека. Но значение имела не просто «знатность», а служебные заслуги рода перед московскими князьями. ...
Исламская революция в Иране. Ход революции
Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудова ...
Испанские колонии и конкистадоры
В самый период расцвета ацтекского государства далеко за Атлантическим океаном в Испании множество разорившихся дворян мечтали открыть «золотую страну» - Эльдорадо. В результате этого и началась конкиста. Она началась с 1492 года, когда Колумб организовал свою первую экспедицию и открыл ряд островов Вест-Индии. Потом он обследовал значи ...