Эксперимент и реконструкция как метод исторического исследования
Страница 2

История » Оружие воинов эпохи бронзы и раннего железного века » Эксперимент и реконструкция как метод исторического исследования

Реконструкцией является только тот предмет, комплекс предметов, который сделан на основе достоверных сведений, полученных на основе достоверных источников: музейных коллекций, археологических и этнографических материалов, синхронных изобразительных и письменных источников.

Главная проблема археологических материалов для реконструкции состоит в плохой сохранности предметов. Изделия из кожи, ткани, дерева кости или из других органических материалов редко попадают в руки археологов в первозданном виде, что затрудняет работу по реконструкции предмета древности. Хорошим источником для реконструкции являются фольклорные и этнографические материалы, собранные этнографическими экспедициями. Они уточняют и дополняют археологические источники. Дополнительным источником для реконструкции являются синхронные изобразительные источники. При использовании этого вида источников нужно учитывать следующие факторы: бедность изобразительных приемов, средств, схематичность изображения, следование канону в ущерб реалистичности.

При работе с письменными источниками основная сложность состоит в том, что язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Значения многих терминов, употребляемых в письменных источниках, были утрачены или значительно изменились. Оценка событий, само восприятие мира могли существенно отличаться от нашего, современного восприятия. Для того чтобы правильно понять письменный источник, надо быть хорошо знакомым с материальной и духовной культурой, системой ценностей, историей общества, в котором он был создан, понять, кем и для чего этот текст был написан.

Дополнительным источником по реконструкции могут служить монографии общепризнанных специалистов по истории костюма, быта, вооружения, доспеха и т.п. Такие исследования позволяют сформировать общее представление о теме исследования и познакомить с признанным на данный момент мнением по тому или иному вопросу. Не могут служить достоверными источниками для реконструкции рисунки современных художников и тексты современных авторов, особенно художественные и публицистические. Достоверная информация в подобных источниках может отсутствовать или она может быть перемешана с общепринятыми стереотипами и ошибками, так как главная цель подобных изданий – популяризация знаний и привлечение внимания широкой публики. Поэтому подача исторического материала там, как правило, происходит в упрощенном и обобщенном виде.

Суть исторической реконструкции и экспериментальной археологии состоит в применение на практике реконструированных вещей по их прямому назначению. В результате такого применения вскрываются допущенные при реконструкции ошибки и недочеты, многие из которых просто невозможно было бы выявить при анализе источников и умозрительном теоретизировании. Экспериментальная археология показывает, что в истории, как и в других науках практика является критерием истины.

При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные копии древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

Страницы: 1 2 3

Образовательные программы НПО ((начальное профессиональное образование) в первой половине ХХ века
К профессиональным образовательным программам относят программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования и программы дополнительного профессионального образования. Эти программы решают задачи последовательного повышения профессионального об ...

Походы Батыя на Северо-восточную Русь
Войско Джебе и Субэдея, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю и дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду за собой страх и разрушение. В том же 1223 году Джебе и Субэдей совершили набег на Волжскую Булгарию. Чингисхан умер в 1227 году. В 1235 году новый Великий хан Удегей посла ...

Монгольское войско. Миниатюра из «Сборника летописей» Рашид-ад-дина. 1301-1314 гг.
У монголов ещё до XIII в. сложились раннефеодальные отношения. Уже в XII в. в каждом монгольском племени существовал могущественный слой кочевой знати — нойоны. Ханы, стоявшие во главе племён, из простых племенных вождей становились царьками, выражавшими и отстаивавшими интересы феодализирующейся кочевой знати. Земли, пастбищные угодья ...