Общественный строй, хозяйство и религия восточных
славян.Страница 2
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину – вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т.е. когда уже существовало Древнерусское государство) – городище Новотроицком – не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государств, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.[4]
Как уже стало понятным, общественно-политическая организация восточных славян в VI-IX вв. соответствовала первобытнообщинному строю, ее основу сначала составляла родовая, затем соседская община. В процессе роста населения и совершенствования орудий труда племена распадались на несколько родственных. Они селились в небольших поселках, которые объединялись в союзы (территориальные или соседские). Объединение в союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов).
Возглавляли такие объединения племен вожди, которые по своему положению стояли выше племенных князей. Вождь или князь возглавляли военную дружину, на которой желали конкретные общественные функции. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Роль Русской православной церкви в образовании единого Российского государства
Возникновение идеологии «Москва – третий Рим»
Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историче ...
«Семибоярщина» и Владислав IV
Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым и посадские люди свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Москвой стала ведать ...
Восстание в Чехии
В конце апреля — начале мая 1945 г., когда завершался разгром гитлеровской Германии, в Чехии сложилась своеобразная обстановка. С одной стороны, в западных районах Чехословакии оказались фашистские группы армий «Центр» и «Австрия», являвшиеся наиболее крупной группировкой противника (900 тыс. солдат и офицеров, около 10 тыс. орудии и ми ...