Развитие культуры на Украине. Просвещение, научные знания и книгопечатание
Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г.— Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
На Правобережье и западноукраинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.
Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники.
Торговля
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата в одних руках. Весьма закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи.
Предметом ...
Обучение на Руси
Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь н ...
Генрих фон Зибель и малогерманцы
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была зал ...