Заключение
Страница 1

Наполеоновская война завершила долгую историю войн между Англией и Францией, развивавшуюся в течение многих столетий. Теперь обе страны ждал долгий период относительно спокойного внешнеполитического состояния, хотя обе страны неизбежно сталкивались с последствиями войны, продолжавшейся в течение более чем 20 лет.

В результате Наполеоновских войн военная мощь Франции была сломлена, и она лишилась своего доминирующего положения в Европе. Главной политической силой на континенте стал Священный союз монархов во главе с Россией; Великобритания сохранила свой статус ведущей морской державы мира.

Захватнические войны наполеоновской Франции несли угрозу национальной независимости многих европейских народов; в то же время они способствовали разрушению феодально-монархических порядков на континенте – французская армия приносила на своих штыках принципы нового гражданского общества (Гражданский Кодекс) и отмену феодальных отношений; ликвидация Наполеоном многих мелких феодальных государств в Германии облегчила процесс ее будущего объединения. Как отмечал В. И. Ленин, войны Великой французской революции начались как национальные. "Эти войны были революционны: защита великой революции против коалиции контрреволюционных монархий. А когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнеспособных, национальных государств Европы, тогда из национальных французских войн получились империалистские, породившие в свою очередь национально-освободительные войны против империализма Наполеона"[15].

Если попытаться сформулировать, почему в конечном итоге Наполеон проиграл, сам Наполеон называет несколько причин:

1. дефицит демографических ресурсов.

«Наполеон признался, выступая в сенате Франции: «У меня были громадные планы… Я ошибся: эти проекты не были соразмерны с численной силой нашего населения…»

2. просчет 1812 года.

«Если бы я остался в Витебске и растянул русскую кампанию на два-три года, Россия примкнула бы к континентальной блокаде и к тому процветанию, которое сулило ей развитие собственного производства.»

3. сохранение Пруссии и Австрии.[16]

Зачем Наполеон их сохранил? Наполеон пытался играть с Европой по старым правилам, и его императорство – ярчайшее тому подтверждение. «Невозможно совместить лед и пламень. Начав все перестраивать, нельзя было останавливаться на полпути».

Наполеона обвиняли в избыточном честолюбии. Он соглашался, говоря с острова Святой Елены потомкам такие слова: «Мое честолюбие? Да, несомненно. И немалое. Но это высочайшее из всех существующих честолюбий: честолюбие учредить и освятить власть разума и полного наслаждения всеми человеческими способностями. Можно только пожалеть, что такому честолюбию не было дано удовлетвориться!»

У Наполеона отняли все . Но не смогли отнять главного: «По крайней мере, союзные державы не могут в будущем отобрать у меня грандиозные общественные работы, которые я осуществил, дороги, которые я проложил через Альпы, и моря, которые я соединил. Они не могут улучшить то, что было сделано мною ранее. Они не смогут отобрать у меня кодекс законов, который я оставил и который достанется грядущему поколению. Слава богу, всего этого они не могут лишить меня»[17].

«Когда в очередной раз статую Наполеона опять водрузили на место по приказу короля Луи-Филиппа, мать Наполеона Летиция Бонапарт – к тому времени уже ослепшая и очень-очень старенькая, – узнав об этом, улыбнулась и, глядя в пространство своими невидящими глазами, сказала:

– Император снова в Париже!»[18].

[1] Исдейл Ч.Дж. Наполеоновские войны. Ростов-на-Дону, 1997

[2] Залесский К. А. Биографический энциклопедический словарь. Наполеоновские войны, 1799-1815, М., 2003

[3] Шиканов В.Н. Под знаменами императора: малоизвестные страницы наполеоновских войн. М., 1999

[4] Залесский К. А. Биографический энциклопедический словарь. Наполеоновские войны, 1799-1815, М., 2003

Страницы: 1 2

Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», котор ...

Методы изучения летописи
Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии.Восстановление летописных сводов, предшествовавших «Повести временных лет», принадлежит к увлекательнейшим страницам филологической науки. Так, например, в начале списков Новгородской первой летописи (кроме Новгородской первой по Синодальн ...

Паспортные отделы, паспортные столы, адресные бюро
В областных управлениях милиции возникали паспортные отделы, в городских и районных управлениях (отделениях) – паспортные столы. В населенных пунктах, где проживало свыше 100 тысяч паспортизированного населения, создавались адресные бюро. В дополнение к ним, приказом НКВД СССР №0102 от 10 сентября 1936, во всех крупных городах страны (с ...