Глава II.
Быт славян вначале был, несомненно, племенной. На первых страницах летописец постоянно называет их по племенам; но, читая летопись далее, мы видим, что имена полян, древлян, вятичей и т. п. постепенно исчезают и заменяются рассказами о волостях: "Новгородци бо изначала и Смоляне и Кыяне и Полочане и вся власти (то есть волости), якоже на думу, на веча сходятся", - говорит летописец и под именем этих "властей" разумеет не членов какого-либо племени, а жителей городов и волостей. Таким образом, быт племенной, очевидно, перешел в быт волостной. Это не подлежит сомнению, нужно только понять, какое общественное устройство действовало внутри крупных племен и волостей. Из каких мелких союзов состояли сперва племена, а затем волости? Какая связь скрепляла людей: родовая, или соседственная, территориальная?
Во-первых, отметим у славян факт общего владения при отсутствии личной собственности; во-вторых, в летописи постоянно упоминается о роде: "живяху родом", "возста род на род". Святослав "имаше за убиенные глаголы: яко род его возьмет"; и, в-третьих, "Русская правда" умалчивает о личной поземельной собственности. На основании этих данных и возникла теория, по которой славяне, на первых ступенях жизни, жили родом, по образцу рода римского, т. е. жили обществами, построенными на родовых началах; во главе рода стояла власть родовладыки - авторитет патриархальный. Со смертью родовладыки родовая собственность не делилась, а движимое и недвижимое имущество все находилось во владении рода. Родовой быт действительно исключал возможность личного владения. Но говорить о славянах, как о родовой организации можно только как о временах глубокой древности, что было развито Аксаковым и Беляевым. По их мнению, славяне жили общиною не на основании физиологических, кровных начал, а в силу совместного жительства на одних и тех же местах и единства хозяйственных, материальных интересов. Общины управлялись властью избранных старшин, так называемым вечем. Мелкие общины или верви сливались в волости, которые уже были общинами политическими. Как же произошло так, что родовой быт превратился в общинный.
Стечением времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною. Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задугу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам.
Развитие торговли по русским рекам привело к возникновению городов, таких как Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Полоцк. Такие города становились торговыми центрами, а поскольку товар надо было защищать, то там скапливались свободные и сильные войны (витязи), из которых собиралась дружина, обычно возглавляемая конунгом-варягом. Дружинники иногда сами вели торговлю, иногда нанимались охранять купцов, а нередко захватывали власть в городе. Поскольку городу принадлежала и некоторая территория вокруг (волость), то, в таком случае, образовывалось небольшое княжество. Иногда такая власть возникала у славян и без конунга.
Образование городов привело к новой трансформации общины. Теперь свободные люди из общины шли в город и создавали там новые сообщества (по роду своей деятельности), создавались общественные классы в нашем смысле слова. Вскоре делать продукт только для себя стало невыгодно, стал образовываться излишек. Его отвозили обменивать, а с появлением денег, на продажу. Вместо натурального хозяйства появилось денежное.
Так постепенно изменялся тип жизни наших предков. Из патриархального родового и племенного быта славяне понемногу переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных "старейших" городов в волости или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и государственные. С течением времени отдельные городские и племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одною государственною властью. Тогда началось единое Русское государство.
Начало русского масонства. Понятие масонства
"Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании "Словарь религий народов современной России" под редакцией М.П.Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, "царства истины ...
Государственные деятели. Скуратов-Бельский Григорий
Лукьянович (Малюта) (? – 1573)
Прозвище Малюта значит «маленький», «низкорослый», а Скуратовыми звали либо его отца, либо деда, видимо у мужчин в этом роду была плохая кожа( «скурат» - «вытертая замша». Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями. Михаил Булгаков говорил о нем: «Ни Гай Кесарь Калигул ...
Формирование гражданского общества и становление Российского
парламентаризма 1905-07гг.
Перед Россией к 1905 стояли задачи буржуазно-демократических преобразований. Демократизация гос. строя, введения общественных свобод и национального равноправия, ликвидация пережитков крепостничества, прежде всего в аграрной сфере. Но поскольку русская революция созрела лишь к началу 20 века, особую роль в нее сыграла не буржуазия а про ...