Крымская война
Страница 1

Крымская война 1853-1856

, также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка, и только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану дважды предотвратить захват Константинополя мятежным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига. Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населенных православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления своей личной власти. В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме Россия, с целью оказать давление на Турцию, ввела войска в Молдавию и Валахию, находившиеся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России. В ходе последовавших боевых действий союзникам удалось, используя техническое отставание русских войск и нерешительность русского командования, сконцентрировать количественно и качественно превосходящие силы армии и флота на Чёрном море, что позволило им произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нанести российской армии ряд поражений и после годичной осады захватить Севастополь - главную базу русского Черноморского флота. На Кавказском фронте русским войскам удалось нанести ряд поражений турецкой армии и захватить Карс. Однако, угроза присоединения к войне Австрии вынудила русских принять навязанные союзниками условия мира. Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России уступки Османской империи южной Бессарабии и устья реки Дунай. Провозглашалась нейтральность Чёрного моря.

Население Крыма

После присоединения Таврической губернии к России там решили не проводить перепись, лишь пользовались данными Шагин-Гирея, на территории существовало шесть каймакамств (Бахчисарайское, Акмечетское, Карасубазарское, Козловское, Кефинское и Перекопское. После 1799 территория делилась на уезды, имелось 1400 населенных сел и 7 городов - Симферополь, Севастополь, Ялта, Евпатория, Алушта, Феодосия, Керчь. В 1834 году везде доминировали крымские татары, однако после крымской войны началось их переселение. К 1853 году 43 тыс. чел, были православные, в Таврической губернии среди "иноверцев" значились римско-католики, лютеране, реформаты, армяно-католики, армяно-григориане, меннониты, евреи-талмудисты, караимы и мусульмане. В конце XIX века, по сведениям ЭСБЕ, жителей в Крыму было 397239 человек. За исключением горной области, Крым был заселен слабо. Насчитывалось 11 городов, 1098 селений, 1400 хуторов и сел. В городах 148897 жителей - около 37% всего населения. Этнографический состав населения был разнообразен: татары, русские, украинцы, немцы, болгары, чехи, эстонцы, греки, евреи, караимы, крымчаки, армяне, цыгане. Татары составляли преобладающую часть населения (до 89%) в горной области и около половины в степной. Степные татары - прямые потомки монголов, а горные, судя по их типу - потомки первоначальных жителей южного побережья (греков, итальянцев и др.), принявшие ислам и татарский язык. В этот язык они ввели столько турецких и испорченных греческих слов, что часто он непонятен степным татарам. Русских больше всего в Феодосийском уезде; это или крестьяне, или наделенные землей солдаты, или разные пришлые люди, жившие у землевладельцев в качестве десятинщиков. Немцы и болгары поселены в Крыму в начале XIX столетия, получив в надел обширные и плодородные земли; позднее зажиточные колонисты стали покупать землю, преимущественно в Перекопском и Евпаторийском уездах. Чехи и эстонцы прибыли в Крым в 60-х годах XIX века и заняли часть земель, оставленных эмигрировавшими татарами. Греки частью остались со времен ханства, частью поселены в 1779 г. Армяне проникли в Крым еще в XIV столетии; им удалось сохранить язык и веру. Евреи и караимы, весьма древние обитатели Крыма, сохранили религию, но утратили язык и приняли татарский костюм и образ жизни. Отатарившиеся евреи, т. н. крымчаки, живут преимущественно в Карасубазаре; караимы жили при ханах в Чуфут-кале (близ Бахчисарая), теперь сосредоточиваются в Евпатории. Цыгане частью остались со времени ханства (оседлые), частью в недавнее время переселились из Польши (кочевые). Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., украинцы (в формулировке перепеси "представители малорусской языковой группы русского языка" численно доминировали на всей украинской (в нынешних границах Украины) территории Российской империи, за исключением Одессы и Крыма.

Страницы: 1 2 3

Паспорта иностранцев и заграничный паспорт для русских
В России приезд иностранцев был обставлен разными ограничениями уже в московском периоде; пограничные воеводы могли пропускать иностранцев в пределы государства лишь с разрешения высшего правительства. Самый ранний документ полицейского учета иностранцев – проезжая грамота, официально введенная указом 1719. Содержала сведения: имя, фам ...

Мнения по данной теме
Во многих учебниках по истории, мы можем увидеть противоположную точку зрения, и там "большинство современников" не задается данным вопросом, а поддерживает И.И. Гриневицкого, которого считают "освободителем нового движения". Все делалось от имени царя, который таким образом становился объектом критики и недовольств ...

Этические воззрения
Этические воззрения Ш. составляют главное содержание большинства его сочинений. Этические концепции в духе романтизма изложены в «Монологах». Основными принципами являются здесь индивидуальность и духовная свобода. Каждое отдельное лицо имеет особую этическую ценность, как выражение человеческой природы совершенно определенным и самобыт ...