Социальная структура греческого общества (на примере Афин)
Страница 1

История » Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры » Социальная структура греческого общества (на примере Афин)

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Господствующий класс.

Господствующий класс в Афинах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов.

Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полиса.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н.С. и избирались на должности.

Страницы: 1 2

Внешняя политика Московского государства. Падение Ордынского владычества
Татарское иго доживало последние годы. В то время как Русь шаг за шагом преодолевала раздробленность, Орда переживала распад и хаос. На ее территории возникли Ногайская, Крымская, Казанская, Астраханская и Сибирская орды. Древний трон находился в руках Ахмат-хана из Большой орды. Его владения простирались от Волги до Днепра. Лишь после ...

Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла
По предложению Солона были отменены долги крестьян. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать свободных афинян в рабов. Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых в Афины из других стран. Оно оставалось таким же тяжелым. По тимократической реформе все афинские граждане были разде ...

Духовенство
Довольно привилегированное положение занимало духовенство, хотя его права постепенно ограничивались. Так, закон запрещал завещать церкви недвижимое имущество, ограничивалась юрисдикция церкви. Следует отметить, что высшее духовенство было органично связано со шляхтой и для назначения на высшие церковные должности необходимо быть шляхтич ...