Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики
Страница 3

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики

Материальный ущерб, нанесенный Франции в годы войны, превысил 1440 млрд франков. Людские потери составили 1100 тыс. человек. Более уде тыс. человек были вывезены для работ в Германии. Пострадало 80 департаментов страны. Полностью или частично было разрушено около 50 тыс. предприятий, уничтожено много электростанций, шахт, судостроительных верфей. Парализованной оказалась транспортная сеть. Франция потеряла почти весь военный и торговый флот. Не функционировало 80% мощностей нефтепереработки. Из 101 доменной печи в рабочем состоянии находились лишь 7. Добыча угля упала в 4 раза. Объем промышленной продукции составил 38 %, сельскохозяйственной – 60% от довоенного уровня. полностью прекратилась обработка 1400 тыс. гектаров земли. Финансовая система оказалась подорванной. Инфляция достигла беспрецедентного уровня – стоимость франка снизилась по сравнению с довоенной в 6 раз.

Восстановление хозяйственного комплекса стало одним из важнейших направлений деятельности Временного правительства. Основу восстановительных мероприятий составила широкомасштабная национализация предприятий угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей. Всего в 1945–1947 гг. в государственную собственность перешло 20 % французской промышленности. Под контроль государства также перешли пять крупнейших банков (включая центральное эмиссионное учреждение – Французский банк), сберегательные кассы, часть страховых компаний. Национализация проводилась преимущественно на компенсационной основе, за исключением собственников, обвиненных в коллаборационизме. На национализированных предприятиях создались административные советы с участием работников, централизованно решались вопросы увеличения заработной платы, заключения трудовых договоров, обеспечения жильем. Государственное инвестирование позволило резко увеличить долю промышленности в общей сумме производственных капиталовложений. В 1946–1950 гг. этот показатель вырос с 27 % до 50 %.

Структурные преобразования в экономике требовали стабилизации финансовой системы. Де Голль отверг проект «монетарной» денежной реформы, предложенный министром экономики Временного правительства П. Мендес-Франсом и предполагавший «замораживание» уровня заработной платы и цен, блокирование банковских счетов и принудительный обмен банкнот. Такая политика могла предотвратить инфляционный взрыв, но угрожала снизить и уровень экономической активности. Восторжествовала точка зрения министра финансов Р. Плевена, предлагавшего выпустить крупный внутренний заем и аккумулировать в бюджете накопившиеся в годы войны финансовые средства корпораций.

Несмотря на политические разногласия во Временном правительстве, уже к весне 1947 г. стабилизационная программа принесла заметные результаты. Был достигнут довоенный уровень промышленного производства (в сельском хозяйстве – в 1950 г.). В 1949 г. был превышен довоенный уровень ВВП, отменена карточная система потребления. Тем не менее, находившаяся у власти левоцентристская коалиция не отказалась от активных методов государственного регулирования. Еще в 1946 г. под руководством Жана Монне был создан Генеральный секретариат по планированию экономики, который занимался составлением среднесрочных планов-программ развития страны. Монне, заложивший концептуальные основы «французского планирования», был представителем технократической элиты, завоевывавшей все большее влияние в руководстве Четвертой республики. Он считал, что государственное регулирование экономического развития, в том числе планирование, не может быть связано с политической идеологией. Функции планирующих органов должны состоять в определении рамочных правил для деятельности экономических субъектов, обеспечении благоприятных условий для конкуренции, а не достижении неких «государственных интересов». Планирование, по мысли Монне, является своего рода экономической дипломатией, основанной лишь на убеждении и консенсусе. Такое индикативное, или рекомендательное, планирование рассматривалось как органичное сочетание дирижизма и рыночной системы.

Первый из национальных планов развития, рассчитанный на 1947–1953 гг., был принят в 1947 г. и получил название «План оснащения и модернизации» или «План Монне». Основное внимание в нем уделялось радикальному обновлению производственных мощностей национализированных предприятий, увеличению на этой основе промышленного производства, расширению торгового обмена метрополии и заморских территорий, повышению производительности труда. Важнейшей задачей стало обеспечение финансовой стабильности. С осени 1947 г. министр финансов Р. Майер начал комплексную реформу финансовой системы, основанную на отказе от фиксированных цен, вводе дифференцированного механизма исчисления валютных курсов и обмена валют. В январе 1948 г. была проведена девальвация франка – его золотое содержание было снижено на 44 %.

Страницы: 1 2 3 4 5

Россия в годы первой мировой войны. Кризис и падение монархии
Ещё в 1882 Германия заключила с Австро-Венгрией и Италией Тройственный союз. Англия и Франция объединяясь против общего врага создали в 1904г союз под названием Антанта. Россия оказалась перед сложным выбором. В 1907 Россия присоединяется к Антанте. Европа раскололась на 2 блока, готовившихся к военному столкновению. Планировалось объед ...

Революционное движение России конца 19-нач 20 вв.
К началу 20 века в стране сложился новый класс - промышленный пролетариат. Сконцентрированный на огромных территориях этот класс становился огромной силой. В 1896-1897 гг разразилась петербургская примышленная война - серия стачек на столичных предприятиях. После этих выступлений пришлось принять меря по ограничению продолжительности ра ...

Вооружённые силы
Во время правления гетмана были расформировано большинство украинских воинских частей. Осталась только Запорожская дивизия. Для решения войсковой проблемы правительство Скоропадского принимает проект, разработанный ещё во времена Центральной Рады, про формирование 8 корпусов, 4 конных дивизий и других военных подразделений. Согласно с н ...