Начальное
профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная
доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ векаСтраница 1
Формирование начального профессионального образования в период развития капитализма в России (1861-1917 гг.) происходило на фоне реформ. Этот период отличался ускоренным дорожным строительством, детерминировавшим появление нового типа профессионально-технических учебных заведений – железнодорожных училищ (ЖУ). Они готовили технических и строительных специалистов для железнодорожных разъездов и станций.
Через призму освоения истории женского профессионального образования необходимо отметить, что в 1860 г. было принято «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». По истечении трех лет со времени подписания этого документа была открыта Острогожская школа женских рукоделий. На 1 января 1901 г. в России всего насчитывалось 129 небольших женских профессиональных училищ с числом обучающихся 9920 человек. Большинство из них было открыто по частной инициативе и на личные сбережения учредителей. Разработка и утверждение в 1888 г. «Основных положений о промышленных училищах» стала первой попыткой заложить фундамент стройной системы начального профобразования, устанавливавших три типа промышленных учебных заведений:
1) средние технические училища;
2) низшие технические училища;
3) ремесленные училища.
Были разработаны примерные учебные планы и программы, утверждены уставы.
К началу XX в. по России сформировались специальные учебные заведения, которые носили разнотипный и разрозненный характер, самостоятельно устанавливали сроки обучения, вырабатывали учебные планы и программы.
Первые годы советского периода ушли на выработку четкой государственной политики в области начального профобразования. Советское правительство приступило к коренной ломке старого аппарата просвещения. Первым органом управления системой образования диктатуры пролетариата стала созданная ленинским декретом от 9 ноября 1917 г. Государственная комиссия по просвещению. На ее заседании был сформирован отдел профессионального образования Наркомпроса, в который вошли Н.К. Крупская, Ф.В. Ленгник и И.Н. Кузьмин.
Наркомпрос 23 февраля 1918 г. принял постановление о переходе в его ведение всех учебных заведений, ведомств, организаций и частных лиц, закрепленное декретом Совнаркома. В ряде выступлений этого периода Н.К. Крупская сформулировала важнейшие принципы социалистической реорганизации профессионального образования.[1]
Однако, как показало исследование, конкретные вопросы организации начального профобразования вызвали серьезные разногласия. Представители старой технической школы, некоторые руководители хозяйственных органов выступили против объединения в одних учебных заведениях общего и профессионального образования, отстаивали многотипность профессиональной школы, настаивали на раннем привлечении молодежи к профобразованию.
Представитель Наркомпроса М.Н. Покровский в июне 1918 г. на Чрезвычайном совещании руководящих кадров профессионального и технического образования вновь изложил принципиальные позиции Советской власти в области профессионального образования, разъяснил сущность ленинского декрета. Но руководители совещания — профессора В.И. Гриневецкий, Д.С. Зернов и другие выступили против передачи профтехшколы в ведение Наркомпроса, настаивали на отмене декрета, требуя, по существу, невмешательства государства и партии в дело профессионального образования. Против объединения учебных заведений под руководством Наркомпроса выступали и работники некоторых ведомств.
После этого циркуляром Отдела единой трудовой школы Наркомпроса от 30 октября 1918 г. технические, ремесленные училища, ремесленные школы, торговые, коммерческие, сельскохозяйственные школы преобразованы в единую трудовую школу и технические учебные заведения повышенного типа. Фактически такое решение привело к упразднению начального профобразования, передаче профшкол в разные ведомства.
Совместная борьба русского, украинского и белорусского народов против
иноземных захватчиков. Война России против шляхетской Польши и ее последствия
Могучее Российское государство выступило на защиту Украины, на которую продолжали посягать шляхетская Польша и султанская Турция. Русские ратные люди вместе с украинскими казаками начали борьбу с королевскими войсками.
Особенно ожесточенные бои произошли под Охматовом на Черкасщине. На протяжении трёх суток в январе 1655 г. при сильном ...
Борьба Северо-Западной Руси с агрессией крестоносцев
Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства? В XII веке оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой собственной государственности и ...
Города
На воссоединенной с Россией территории Украины ускорилось развитие городов. На Левобережье по переписи 1666 г. насчитывалось уже около 90 городов и местечек. Внутренней жизнью многих из них управляли магистраты, которые находились в руках зажиточной верхушки — крупных купцов, цехмейстеров и т. д. Однако по мере развития феодальных отнош ...