Заключение
Страница 1

Итак, ознакомившись с публицистической деятельностью Тихомирова, его творческим наследием с конца 1880-х по 1916 гг. можно сказать, что, Л.А. Тихомиров прошёл путь от революционера-атеиста к теоретику самодержавия, стал виднейшим представителем консервативной мысли своей эпохи.

Анализируя общественно-политические взгляды Тихомирова как консерватора можно сделать следующие выводы:

1) В конце 1880-х годов произошла координальная эволюция взглядов Л.А. Тихомирова. Его искреннее раскаяние и брошюра – отречение от революционного прошлого – «Почему я перестал быть революционером» - это рубежный этап в творчестве Тихомирова. Такой смелый шаг его современники анализировали по-разному, но именно с данного момента Лев Александрович предстал перед современниками как сторонник новой идеологии.

2) Проанализировав взаимоотношения Тихомирова с другими консерваторами, можно сказать, что, приобщившись к идеологии позже Лев Александрович на первом этапе своей деятельности не выработал ещё достаточно полные представления по конкретным проблемам, но уже начал формировать свои, отличные от остальных позиции. Потому существовало расхождение с коллегами по некоторым вопросам (С Победоносцевым – из-за его архаичности в вопросах общественного устройства, и неприятии выдвинутых Тихомировым новых социально-политических обоснований монархии). Русские почвенники критиковали Тихомирова за народовольческое прошлое и не хотели его воспринимать, как искреннего консерватора.

3) Первые публицистические работы Тихомирова были чрезмерно радикальны, что оправдывается его шатким статусом, как «незрелого» монархиста и зависимостью от властных структур. Но при этом он замечал многие «больные» места российской действительности, так как имел возможность наблюдать её как со стороны – в эмиграции, так и внутри страны – вернувшись на Родину.

4) Л. А. Тихомиров значительное внимание уделял вопросам социального характера. Он разработал собственную теорию организации общества, которую даже пытался воплотить в жизнь. Тихомиров мечтал об обществе, упорядоченном по сословному признаку в корпорации.

5) В решении рабочего вопроса Тихомиров наделял государство ролью третейского судьи, который бы регулировал взаимоотношения между предпринимателями и рабочими. По мнению Л. А. Тихомирова, рабочим вполне можно дать возможность совместных собраний для обсуждения насущных для них вопросов, так называемые «соглашательские камеры». Сравнивая отечественных и западных рабочих, перспективу на будущее он видел лишь у первых, считая европейский пролетариат стал слишком эгоистичен в процессе революционной борьбы за свои идеалы. Можно говорить о том, что Тихомиров придерживался мнения, что революционные идеалы чужды рабочему классу России, так как развивались они на европейской почве. Подчёркивал, что западный идеал истощился, а русский становится всё актуальнее и рабочий вопрос как раз наглядный тому пример.

6) Как для верующего человека, духовный вопрос занимал важное место в публицистике Тихомирова. Он считал, что религиозные ценности - главная составляющая духовного равновесия страны, а христианство - одна из основ успешного функционирования монархической формы правления, сплочающая весь народ.

7) В своих работах Тихомиров даёт чёткое объяснение существованию в России именно монархии, как формы государственного управления, которая являлась исторически и нравственно - психологически обоснованной. В главной на эту тематику работе – «Монархическая государственность» Лев Александрович рассуждает о том, какие существуют формы правления, даёт им характеристику и логическими доводами приводит к тому, что лучшая форма государственного управления это – монархи; которая духовно зиждется на христианстве и максимально удобна и комфортна для всех слоёв населения.

Итак, можно говорить о том, что Л.А. Тихомиров – яркий теоретик консерватизма своего времени, затронувший в своей публицистике многие актуальные аспекты общественно-политической жизни государства. Его произведения интересны и по сей день, как богатый материал для изучения теоретического наследия отечественных консерваторов начала XX века. Но при этом остаётся неутешительным фактом то, что почти ничего из социально-политических проектов Тихомирова не было реализовано на практике.

Страницы: 1 2

«Наказ» Екатерины и деятельность Уложенной комиссии
С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета (по предложению Петра Шувалова) уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до ...

З.С. Мокиевская – Зубок и ее мемуары «Гражданская война в России, эвакуация и «сидение» в Галлиполи глазами сестры милосердия военного времени (1917–1923)»
Главным историческим условием возникновения данного источника явилась Гражданская война в России. Автор воспоминаний была добровольной сестрой милосердия – с конца Первой мировой войны и на протяжении всей Гражданской. Зинаида Степановна Демьяненко (девичья фамилия автора) прожила долгую жизнь (89 лет, но точные даты рождения и смерти ...

Желябов А.И.
Желябов, Андрей Иванович (1851–1881) – русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас». Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, гр ...