Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов
Страница 5

История » Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы) » Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов

Взаимоотношения Тихомирова с могущественным обер-прокурором Синода были весьма противоречивыми. К.П. Победоносцев сначала предлагал после прощения отправить Тихомирова в монастырь, однако после прочтения брошюры заинтересовался, а затем поверил и в искренность раскаяния и впоследствии всегда поддерживал и направлял его. Победоносцев искренне поверил в идейное перерождение Льва Александровича, оценил его способности как публициста и рекомендовал в «Московские ведомости». Но общение их развивалось не только на профессиональном уровне, соратники вели оживлённую переписку, Победоносцев помогал советами и материалами для работы. Со своей стороны Тихомиров высоко ценил общение с обер-прокурором Синода, поддерживал его в печати, выступая против либеральных критиков «Московского сборника», изданного Победоносцевым. Но не смотря на тесное общение и приверженность одной идеологии, Победоносцева и Тихомирова разделяли существенные разногласия по многим политико-социальным вопросам. Тихомиров не мог согласиться с неприятием Константином Петровичем всякого вмешательства в общественную жизнь. А Победоносцев скептически относился к теоретическим изысканиям Тихомирова, стремившегося найти новое обоснование монархической форме правления. Кроме того, коллеги не сходились во мнениях по церковному вопросу - Константин Петрович оставался противником освобождения церкви от опеки Синода, за что ратовал Тихомиров. Своё отношение к Победоносцеву Лев Александрович определил следующей фразой в личном дневнике: «Я неистребимо люблю этого человека, не смотря на то, что чаще и чаще недоволен его политикой. Практик, и всё-таки – архичиновник, может быть, потому и чиновник, что практик»[15]. Подобные расхождения во мнениях типичны для представителей двух направлений традиционализма- творческого и консервативного.

Л.А. Тихомиров и К.Н. Леонтьев

Эти два видных представителя русского традиционализма удивительно быстро нашли общие точки соприкосновения, но к сожалению общение их было недолгим. Леонтьев и Тихомиров вели оживлённую переписку, делясь подробностями личной жизни и планами творческими. Константин Николаевич стал для Тихомирова человеком, определившим его духовное развитие. Советы такого знатока православия, как Леонтьева помогли вернуться покаявшемуся нигилисту в лоно Церкви. Константин Николаевич видел в Тихомирове соратника и последователя, возлагал большие надежды на его публицистическую деятельность. Они также сошлись во мнениях в отношении практической работы, главным образом – антиреволюционной. И всерьёз обсуждали создание тайного общества для эффективной борьбы с революционным движением. Дальнейшему сближению двух видных традиционалистов помешала кончина Константина Николаевича, после которой Тихомиров написал ряд работ, в которых разъяснял леонтьевские идеи и защищал их от нападок либеральной публицистики. В своей статье «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» Лев Александрович раскрывает творческий характер автора «Византизма и славянства», утверждая, что Леонтьев звал к «прогрессу того типа, который мы получили от рождения, то есть, никакого ретроградства в данной теории нет. Леонтьев оказал на Тихомирова не только нравственное воздействие, но и влияние как на мыслителя. Например, Лев Александрович также был равнодушен к славянскому вопросу и развивал идею корпоративного устройства общества, как и Леонтьев. Но всё же идейные расхождения имели место быть – Леонтьев отвергал любые формы народного представительства, а Тихомиров, напротив, - составил целую систему монархического народного представительства. Тихомиров относился к социализму как к «рабскому антихристианскому строю»[16], а Леонтьев в социализме видел позитивную реакцию на ненавистный ему либерализм. Отношения Тихомирова с русскими почвенниками.

Пропаганда идей славянофилов и почвенников занимала определённое место в публицистике Тихомирова. Лев Александрович предавал им консервативную направленность и мало связывал со старым славянофильством 40-60х гг. XIX века. Но славянский вопрос занимал в его публицистике не такое место, чтобы можно было отнести его к данному течению. Среди идеологов данного течения самые близкие отношения у Тихомирова сложились с О.А. Новиковой и её братом А.А. Киреевым. Идейного единства между традиционалистами не было, что не мешало их сотрудничеству в личной жизни. Тихомиров считал, что славянофилы касаются далеко не всех важных вопросов. Он не поддерживал критической киреевской оценки идей Леонтьева и идею о сближении православных и старокатоликов. А Киреев не воспринимал корпоративные проекты Тихомирова.

Идеологи панславизма вели с Тихомировым резкую полемику. С.Ф. Шарапов называл Льва Александровича «революционером, втёршимся в ряды консерваторов, чтобы подрывать государственную власть»!1. Во многом идейно расходясь с панславистами, Тихомиров отрицал за ними право называться единственными последователями наследия Хомяковых и Аксаковых. А в своей публицистике он развивал и конкретизировал социальное учение классиков славянофильства: идею о необходимости сочетания самодержавия с местным самоуправлением он дополнил предложением построения общества как союза профессиональных корпораций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование Индийского Национального конгресса. Два течения конгресса
Колониальные власти, напуганные ростом политической активности индийской буржуазии, поспешили убрать «либерального» вице-короля лорда Рипона и на его место назначили нового вице-короля лорда Дафферина (18841–888 гг.), прославившегося расправами над народом Египта. С 1885 г. национальное движение в Индии принимает еще более широкий разм ...

Заключение. Место исторической реконструкции и экспериментальной археологии в обществе
Историческая реконструкция и эксперимент распространяются все шире и шире, они находят своих сторонников и в научной среде, и в самых широких кругах общества. Эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на их сложном и трудном пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые ...

История конфликта. Истоки этнополитического конфликта в Северной Ирландии
Специфика колонизации англичанами Ирландии была такова, что в южной части острова заселение не носило массового характера, в то время как северо-восток захлестнула мощная волна эмиграции. Ольстер становился центром развития капиталистических отношений, в то время как остальная Ирландия оставалась аграрной. Великобритания принимала все б ...