Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике ИндииСтраница 4
Развертывание массового рабочего и крестьянского движения в стране во многом определялось расширением влияния Компартии Индии.
Результаты вторых всеобщих выборов отразили изменения в расстановке социально-политических сил в Индии, которые произошли в стране в первой половине 50-х годов. Внутренняя политика правительства Неру, в конечном счете, направленная на создание экономического фундамента независимости и преодоление колониального наследия в социальной, культурной и политической жизни Индии, упрочила популярность Национального конгресса. Это обстоятельство, а также умело проведенная предвыборная агитационная кампания обеспечили правящей партии как абсолютное, так и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в законодательные собрания штатов. В Народной палате парламента Индии Конгресс расширил свое абсолютное большинство, а в законодательных собраниях штатов завоевал 65,1% всех мест.
Народно-социалистическая партия, а также другие правосоциалистические группировки потерпели сокрушительное поражение на выборах в центральный парламент, хотя и заняли второе место после Национального конгресса по общему числу мест в законодательных органах штатов. Наибольших успехов компартия добилась в штатах Керала, Западная Бенгалия и Андхра Прадеш. Историческим событием в развитии коммунистического движения в Индии стало образование в начале апреля 1957 года в Керале правительства компартии, которая завоевала на выборах абсолютное большинство в законодательном собрании штата. Правительству Кералы, которое возглавил лидер организации компартии в штате Э.М.Ш. Намбудрипад, приходилось действовать в сложных условиях. Штат Керала, в котором основу экономики составляет производство ценных тропических культур и который дает немалую долю экспортной выручки Индии, является в то же время дефицитным в области продовольствия и зависит от поставок риса, основного продукта питания местного населения, из других штатов. В промышленном отношении Керала также относится к наименее развитым штатам Индии. Как центральное правительство, так и правительства соседних штатов обладали мощными рычагами воздействия на правительство левой оппозиции в Керале.
Правительство Намбудрипада должно было действовать в рамках буржуазной конституции, что также весьма ограничивало его возможности в проведении коренных социально-экономических преобразований. Поэтому намеченные общедемократические реформы, в общем, не выходили за рамки программы самого Национального конгресса. Был национализирован междугородный пассажирский транспорт, начата реформа государственного аппарата, проводилась борьба с коррупцией чиновничества и спекуляцией. Принятые в области оздоровления государственных финансов меры позволили впервые за много лет сбалансировать бюджет штата. Но важнейшие реформы были намечены в сфере сельского хозяйства и народного образования. Правительство издало указ, запрещавший сгон арендаторов с их земельных участков, а также провело законодательство о ликвидации помещичьего землевладения заминдарского типа – дженми. Среди безземельных крестьян были распределены земли из государственного фонда. Одновременно был подготовлен и внесен на рассмотрение законодательного собрания всеобъемлющий закон об аграрной реформе, направленный на ограничение помещичьего землевладения, передачу прав собственности арендаторам и наделение землей батраков. В области народного образования правительство попыталось поставить под государственный контроль частные школы и колледжи. Аграрная реформа и меры в области просвещения вызвали яростные нападки со стороны правой оппозиции, в особенности католической церкви, имеющей в Керале самые твердые позиции, а также индусских шовинистов, объединявшихся вокруг организации «Общество служения наярам». События 1957–1959 годах в Керале имели громадное значение для коммунистического движения Индии, ибо открыли перспективу завоевания власти мирным путем.
Консолидация сил правой оппозиции сопровождалась оживлением деятельности индусских и мусульманских коммуналистских организаций. Особую роль в разжигании религиозного фанатизма среди индусов и нетерпимости к иноверцам, прежде всего к мусульманам, стала играть активизировавшаяся во второй половине 50-х подов партия «Джан сантх», опиравшаяся на военизированную организацию откровенно фашистского толка «Раштрия сваям севак сангх» во главе с мракобесом и обскурантистом Гольвалкаром. «Джан сангх» выступила против демократического развития Индии. Наряду с возрастанием активности индусских и мусульманских коммуналистских организаций усилилось и вмешательство в политическую жизнь христианской церкви. Католический конгресс Кералы, выступающий как общественная организация христианской церкви в этом районе Индии, сыграл весьма существенную роль в борьбе против правительства коммунистов в 1957–1959 годах. Параллельно с ростом коммунализма в Индии стали обостряться конфликты на кастовой основе. Дело в том, что после достижения независимости распространение образования, введение всеобщего избирательного права, особенно системы деревенского самоуправления, а следовательно, вовлечения в политическую жизнь широких масс населения способствовали росту значения касты как наиболее универсальной формы общественной организации. Размежевание основных классовых сил Индии проявилось в период предвыборной кампании и на третьих всеобщих выборах в парламент и законодательные собрания штатов, происходивших в феврале 1962 года. Выборы вновь подтвердили положение Конгресса как ведущей политической партии страны: из 520 мест в Народную палату центрального парламента он получил 361 место, за него проголосовало 46,02% участвовавших в выборах. Однако уже в 1962 году наметилась тенденция абсолютного и относительного снижения голосов, поданных за конгрессистских кандидатов: по сравнению с 1957 года Национальный конгресс потерял свыше 6 млн. избирателей. Укрепила свои позиции КПИ, которая провела в Народную палату 29 депутатов, сохранив положение первой партии оппозиции. В то же время как в парламенте, так и в законодательных собраниях штатов значительно усилились партии правой оппозиции; в Народной палате «Сватантра» и «Джан сангх» вместе имели 32,2% мест. Однако ни Компартия Индии, ни Национальный конгресс в тот период не оценили в должной степени нарастание правой опасности в стране. Острые разногласия в Конгрессе выявились на съезде партии в январе 1964 года в Бхубаненгваре, на котором левая группировка во главе с К.Д. Малавия выдвинула свой вариант программы «Демократического социализма». Однако после упорной борьбы предложения левого крыла не были приняты, а в резолюцию о «демократическом социализме» включены формулировки, содержащие явные уступки правым силам внутри Конгресса. Осложнения во внутренней и внешней политике в конце 50-х – начале 60-х годов, раздоры в правящей партии тяжело подействовали на национального лидера Джавахарлала Неру. 27 мая 1964 года он скончался. С его смертью как бы завершился первый этап в истории независимой Индии, когда были созданы основы ее внутренней и внешней политики. Таким образом, формирование основных внешнеполитических концепций независимой Индии происходили в конце 40-начале 50 годов. Огромную роль в выработке главных направлений курса страны на международной арене сыграл ее первый премьер-министр и министр иностранных дел, выдающийся государственный деятель Джавахарлал Неру который, по словам, одного из его биографов М. Бречера, с середины 30-х годов был «признанным авторитетом Конгресса по иностранным делам».
Образование Индийского Национального конгресса. Два течения конгресса
Колониальные власти, напуганные ростом политической активности индийской буржуазии, поспешили убрать «либерального» вице-короля лорда Рипона и на его место назначили нового вице-короля лорда Дафферина (18841–888 гг.), прославившегося расправами над народом Египта.
С 1885 г. национальное движение в Индии принимает еще более широкий разм ...
Оружие воинов- кочевников Алтая
Вопросы изучения военного дела древних кочевников Горного Алтая привлекают внимание специалистов в течение длительного времени. М.П. Грязнов и С.В. Киселев использовали находки предметов вооружения как хронологический показатель при отнесении разных групп памятников к различным этапам пазырыкской культуры и сопоставления их с другими ку ...
Парламентская процедура и внутренняя организация Палаты Общин
Правила парламентской процедурыВ отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Это не значит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напр ...