Процесс преобразования социально-экономической политики
Страница 1

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Процесс преобразования социально-экономической политики

Первым важнейшим шагом в области экономической политики, направленной на капиталистическую трансформацию унаследованного от колониального периода экономического строя, было проведение с конца 40-х – начала 50-х годов аграрных реформ. Конгресс еще в своем избирательном манифесте 1946 году объявил об уничтожении всех «посредников» между государством и земледельцем. Однако под системой «посредничества» понималось не вообще феодально-помещичье землевладение, а землевладение типа заминдари. Наряду с осуществлением законов об отмене системы заминдари были проведены некоторые другие меры, ускоряющие переход всех полуфеодальных помещиков к ведению капиталистического хозяйства. Одной из них была разработка законов об установлении максимума землевладения. Однако в течение первых 6 лет после достижения независимости этот вопрос оставался как бы отодвинутым на задний план в связи с проведением реформы системы заминдари. В 1953 году вопрос о максимуме земельного владения вновь был поставлен на повестку дня. Установление максимума землевладения было одной из первоочередных задач проведения аграрной политики в период осуществления, как первого, так и второго пятилетних планов развития национальной экономики Индии. К середине 60-х годов в большинстве штатов Индии были приняты законы о «потолке» землевладения, а в остальных – находились на различных стадиях прохождения через законодательные органы. В условиях скалда в стране более 60, земельных владений было размером менее 5 акров, по штатам были установлены такие размеры «потолка», которые во много раз превышали этот уровень.

В 1950 году при правительстве была образована Плановая комиссия, которую возглавил Джавахарлал Неру. Комиссия подготовила проект первого пятилетнего плана, охватывавшего период с 1 апреля 1952 по 31 марта 1956 года, 1951/52 – 1955/56 финансовые годы. Как в первом, так и в последующих пятилетних планах экономического развития содержался курс на преимущественное развитие государственного сектора в области промышленности и инфраструктуры, устанавливались контрольные задания по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем и основные направления инвестиций в государственном и частном секторах, источники и объем денежных накоплений в государственном секторе. Проведение политики государственного капитализма и создание государственного сектора явились важным средством ускорения экономического развития страны. В то же время создание государственного сектора не только не изменило социально-экономическую природу индийского общества, но и способствовало росту частнокапиталистического предпринимательства. Характерно, что за годы двух первых пятилетних планов экономического развития Индии оплаченный капитал частных акционерных компаний вырос на 57,4%. В 1960/61 годах доля государственных предприятий в общем годовом продукте фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности составила лишь около 10%. Вместе с тем создание и рост государственного сектора вносят определенные изменения в экономическую и политическую обстановку в стране. Во-первых, в государственном секторе сосредоточены основные предприятия тяжелой промышленности – основы индустриализации Индии; во-вторых, государственный сектор развивается быстрее частного. Действительно, в 1951–1961 года оплаченный капитал государственных компаний увеличился с 263 млн. до 5 452 млн. рупий, а частных – с 7491 до 11894 млн. В 1951 году оплаченный капитал государственных компаний составлял всего примерно 3,5% оплаченного капитала частных компаний, а в 1961 году – уже 46%. Одной из особенностей социально-экономической жизни Индии в 1950–1955 годы стало развитие государственного капитализма на национальной основе. Образование государственного сектора в результате перехода в собственность Индии всех предприятий, ранее принадлежавших колониальным властям, открыло возможности для внесения плановости в развитие экономики молодой республики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Правление Ивана III и Василия III
Иван III – одна из ключевых фигур нашей истории. Иван III (1462-1505) еще при жизни слепого отца стал его соправителем. Он получил престол, когда ему было 22 года. Бедствия, постигшие князя в юности, закалили его волю. Взойдя на трон, Иван III все силы употребил на то, чтобы расширить свои владения и подчинить себе все русские земли. Дл ...

Организационная структура армии
Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: · Пехота, · Кавалерия, · Артиллерия, · Флот. Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и ...

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских законов и Хеттского царства
Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было ...