СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец
60-х - 80-е гг.Страница 2
В 1971-1973 гг. происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и хозяйственных работников. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.
В 1974 г. была принята конституция, которая оказалась последней в истории “государственного содружества объединившихся народов”. Согласно конституции, все средства производства находились в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной социально-политической структуры СФРЮ. Конституцией была введена так называемая делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ.
Делегатская система не была подкреплена реальными возможностями социально-политического и экономического потенциала югославского общества. Большинство выдвигаемых в высшие органы власти депутатов были, по сути, представителями партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю избравших их коллективов, осталось только на бумаге.
Конституция 1974 г. значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.
Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.
Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его генеральный секретарь И. Броз Тито. В своем докладе он в очередной раз подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и краев. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ, в который вошло 23 человека. Его члены избирали из своих рядов сроком на 1 год председателя и на двухлетний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.
Неуклонное соблюдение демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.
Смерть И.Броз Тито - бессменного руководителя югославских коммунистов и главы новой Югославии на протяжении нескольких десятилетий, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе федерации. Неоднократно личность этого человека была весьма значимым фактором в решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а авторитарный характер созданного им режима сдерживал остроту межнациональных противоречий.
В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и выплеснувшегося на поверхность национально-политического кризиса в автономном крае Косово. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги и демонстрации. Одним из основных лозунгов протестующих было требование предоставления краю статуса союзной республики. Эти выступления явились для Белграда неожиданностью. Позже это объясняли тем, что подавляющее большинство работников милиции и органов безопасности Косово были албанцами, и не проинформировали своевременно о росте националистических и сепаратистских настроений среди жителей.
Итоги и последствия Карибского кризиса
После Карибского кризиса в своих официальных речах Хрущев выставлял себя победителем – якобы его решительные и смелые действия спасли Кубу от американского вторжения. Правда, это приняли на веру только в СССР. То, что СССР потерпел неудачу, а сама секретная операция была бессмысленной и позорной для Хрущева, было ясно во всем мире.
Мао ...
Режимные территории
Предприятия и учреждения должны были требовать от принимаемых на работу паспорта (или временные удостоверения), отмечая в них время зачисления в штат. Первоначально предписывалось проведение паспортизации с обязательной пропиской в Москве, Ленинграде (включая стокилометровую полосу вокруг них), Харькове (включая пятидесятикилометровую п ...
Рыночные реформы.
В октябре 1991 г. на Пятом съезде народных депутатов Б.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое не только по форме, но и по существу, т.к. состояло в основном из ученых-экономистов. С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономическо ...