Подписание Тяньцзинских
договоров с западными державамиСтраница 1
Шанхай являлся базой агрессии Англии, Франции и США в Китае, поэтому все силы, выступившие на борьбу с тайпинским восстанием, сконцентрировались в бассейне Янцзы. Англия, объем торговли которой был наибольшим, временно соблюдала формальный нейтралитет и внимательно следила за всеми изменениями, будучи озабочена получением прибылей. Торговля США была сравнительно невелика, американцам приходилось меньше опасаться, и их помощь маньчжурскому двору была более активной [22, с.218]. Франция пыталась добиться права миссионерской деятельности во внутренних районах Китая и всеми силами добивалась расположения цинского двора.
В сентябре 1853 года Лю Ли-чуань поднял в Шанхае восстание. Губернатор провинции Цзянсу Гиркана обратился к консулам иностранных держав. Французский командующий Лягер первый предложил свою военную помощь. Затем, заручившись согласием английского и американского консулов, он открыл путь для наступления. В 1854 году французские солдаты огнем из пушек поддерживали атаку цинских солдат, которую те начали, действуя на воде и суше. Когда армия повстанцев штурмовала мост Чэньцзямуцяо, иностранные и цинские войска совместно защищали его. В 1855 году цинские войска осадили город с востока и юга, а французские — с севера; Шанхай пал, а Лю Ли-чуань был казнен.
В момент захвата Лю Ли-чуанем Шанхая правитель шанхайского округа У Цзянь-чжан бежал на территорию сеттльмента. Консулы Англии, США и Франции в Шанхае стали «от имени китайских властей собирать пошлины с иностранных коммерсантов». В феврале 1854 года «У Цзянь-чжан, получив поддержку английского консула, создал на северном берегу реки Сучжоухэ, на территории сеттльмента, временный орган по взиманию пошлин». В июне «посланники и консулы Англии, Америки и Франции, аккредитованные в Шанхае, приняли решение о распространении влияния иностранцев на этот орган, то есть об организации комиссии по таможенным пошлинам. Между консулами Англии, Америки и Франции и правителем Шанхайского округа был заключен договор о шанхайской морской таможне, включавший в себя 9 статей. Статьи 1-я а 5-я касались привлечения иностранцев; это и явилось началом контроля иностранцев над морскими таможнями» [34, с.269].
В июне 1854 года английский посланник Бауринг и командующий войсками Стерлинг встретились с Гиркана и заявили, что «тот факт, что бандиты Шанхая в течение долгого времени не усмирены, приводит к застою английской торговли. Они хотели бы изгнать бандитов куда угодно и тем самым вернуть себе город» [34, с.269].
В августе «главарь американских варваров Маклейн заявил, что его страна намеревается выступить из Шанхая вместе с правительственными войсками для совместного истребления мятежников и открытия движения по Янцзы. До тех пор, пока в Шанхае и других местах останется хоть один неусмиренный бандит, нельзя двинуться дальше» [12, с.117]. В сентябре Маклейн вновь заявил: «Если в указанных императорским уполномоченным местах для торговли (Чжэньцзян, Нанкин, Ханькоу) окажутся бандиты, то необходимо совместными усилиями изгнать их, а также предписать иностранным торговцам внести все старые налоги, которые пойдут на продовольствие для армии» [30, с.169].
В ноябре Бауринг изложил английские предложения относительно пересмотра договора; пункт 9-й этого документа гласил: «Обсудить совместно вопрос о принятии мер для очищения морского побережья от разбойников. В седьмом году (1857 год) в ноте Англии наместнику провинции Цзянсу, Аньхуэй и Цзянси Хэ Гуй-цину говорилось: «Силы разбойников в приморских районах вашей территории очень велики. Это мешает торговле, наша страна очень желает оказать содействие в их уничтожении, дабы искоренить эту заразу» [30, с.170].
Цена за эту «помощь в умиротворении» была очень высока, а именно — отказ от политики изоляционизма по отношению к внутренним районам, допуск во все районы Китая. Важнейшие из этих условий были следующие:
1. Посланники иностранных государств аккредитуются в Пекине.
2. Должны быть открыты новые приморские порты (включая Тяньцзинь) и порты по реке Янцзы.
3. Свободное передвижение иностранцев внутри страны (включая деятельность миссионеров);
4. Пересмотр прежних договоров [34, с.271].
«Западники», представляемые Гирканой, стояли за принятие всех требований. Гиркану считали тогда образцом дипломата. В 1854 году Англия, Франция и Америка выдвинули 18 требований: об аккредитовании посланников в Пекине, открытии торговых портов и другие; в своем донесении Гиркана докладывал:
«Варвары коварны и жестоки, они остановятся не прежде, чем удовлетворят все свои требования»; далее, оправдывая действия трех иностранных государств, он говорит: «Что касается переговоров о помощи мятежникам и нарушении порядка, то ведь Янцзы в настоящее время занята разбойниками, и в силу этого нет возможности помешать им (то есть иностранцам) творить все, что вздумается; они же для поездки в Гуандун, Шанхай или Тяньцзинь обязательно спрашивают разрешение, что как будто не свидетельствует о злых умыслах» [15, с.297-298]. Отсюда следует вывод: «Поскольку варвары столь благонамеренны, не мешало бы проявить великодушие и разрешить им все, о чем они просят», во избежание того, чтобы «варвары, не получив удовлетворения своих желаний, не вызвали в конце концов беспорядки» [15, с.298]. Однако у консерваторов в Китае, которые держали тогда в своих руках решающую власть, была иная точка зрения.
Масоны в современной России
Первым российским интеллигентом, посвященным в 1990 г. в одной из парижских лож Великого Востока Франции (L "Ouvre Fraternel), был москвич, философ по образованию Г.Б. Дергачев. Инициатива исходила от самого Г.Б. Дергачева. Узнав, что его приятель француз-масон, Г.Б. Дергачев попросил его о содействии в приеме в ложу. 4 декабря 199 ...
Реакция общественности и последствия
Советско-японские переговоры, происходившие в Москве, широко освещались в японской прессе, кино, по радио и телевидению. Не было ни одной мало-мальски крупной, центральной или префектурной газеты, которая не послала бы в Москву своих корреспондентов для освещения хода переговоров. В дни пребывания в Москве японской правительственной дел ...
Либеральная
теология
Богословское сочинение «Христианская вера» («Der Christliche Glaube», 1822) представляет переработку читанного им в берлинском университете курса теологии. Здесь в основе религиозности лежит чувство абсолютной зависимости. Это чувство и является стимулом богопознания. Богословские концепции и даже догматы не принадлежат к подлинной сущн ...