Введение
Страница 1

Середина XIX в. стала переломным периодом в истории Китая. Этот перелом был связан с насильственным приобщением китайского общества к европейским формам цивилизации. Капитализм представлял собой общественное явление глобального порядка, имевшее в качестве своей экономической основы сложившийся к середине XIX в. мировой рынок.

В самой капиталистической цивилизации были воплощены и те ценности, многие из которых возникли в европейской истории еще в эпоху античности. К их числу можно отнести автономный характер статуса личности, разделение таких сфер общественной жизни, как власть, собственность, политика, религиозная деятельность, каждая из которых была представлена обособленным социальным институтом. В христианстве, ставшем духовной основой жизни на средневековом Западе, содержалась идея о начале и конце истории, которые соединяет восхождение человека и общества в целом к пределу, воплощенному в едином Божественном начале. Китайская же традиция основана на иных ценностях и представлениях.

Деградация духовной культуры Китая сопровождалась деградацией маньчжурского правящего режима, достигнувшего своей высшей точки начиная со второй половины XIX века. Эти годы прошли в условиях непрекращающихся антиправительственных и антиманьчжурских выступлений. Самым мощным было Тайпинское восстание (1850-1863) [24, с.85-86].

Правящие круги Англии, США и Франции, воспользовавшись развернувшейся в Китае революционной борьбой народных масс против маньчжурского владычества, решили еще больше подчинить своему влиянию пекинское правительство и добиться от него новых льгот и привилегий. С этой целью ими была развязана «вторая опиумная война». В качестве повода было использовано задержание китайскими властями судна «Стрела», занимавшегося контрабандной торговлей. Несмотря на согласие правителя Гуанчжоу (Кантона) освободить задержанных контрабандистов-китайцев, пользовавшихся английским покровительством, правительство Англии пошло на разрыв и начало войну против Китая.

События второй «опиумной» войны растянулись на четыре года (1856-1860). В ее истории можно выделить два крупных периода: осень 1856 — весна и лето 1858 г. и лето 1858 — лето 1860 г. Первый из них завершился подписанием Тяньцзиньских соглашений, в результате второго были заключены Пекинские договоры. Во вторую «опиумную» войну (в отличие от событий 1840-х гг.) помимо Англии оказалась вовлеченной Франция, принимавшая непосредственное участие в военных действиях против Китая. Россия и США заняли позицию нейтралитета. Выступая в роли посредников на переговорах между представителями цинского двора и европейских государств, они, тем не менее, имели собственные цели, к достижению которых им во многом проложили дорогу Англия и Франция [14, с.111].

Рассмотрение наиболее острых проблем в истории Китая, связанных с первой и второй «опиумными войнами», а также с восстанием тайпинов актуально для современного исследователя, прежде всего, устарелостью оценок, основанных на марксистско-ленинской методологии. Исследуемые в дипломной работе вопросы также могут быть полезны для изучения международной обстановки в рассматриваемое время, для выяснения сущности противоречий между «великими державами» и цинским Китаем, помогает лучше разобраться в событиях в юго-восточном регионе Азии.

Страницы: 1 2

Легитимность власти гетмана
Определённый интерес вызывает ещё одни государственный документ времён Гетманата – «Временный закон о высшем управлении государством в случае смерти, тяжёлой болезни и пребывания за пределами государства ясновельможного пана Гетмана всей Украины». В нём просматривается желание создать правовое обеспечение стабильности и последовательнос ...

Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...

Заключение. Место исторической реконструкции и экспериментальной археологии в обществе
Историческая реконструкция и эксперимент распространяются все шире и шире, они находят своих сторонников и в научной среде, и в самых широких кругах общества. Эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на их сложном и трудном пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые ...