Насущная необходимость реформСтраница 1
В создании регулярной армии Петру I не пришлось начинать с полного нуля: первым шагом к созданию регулярного войска в России было образование стрелецких полков в 1550 году.
Стрельцы (особенно «выборные» или «московские») состояли на постоянной службе, имели довольно четкую военную организацию в мирное и военное время, получали от государства денежное и хлебное жалование и даже проходили некоторое военное обучение. Они сводились в приказы численностью около 500 - 1000 человек. Приказы делились на сотни, а сотни – на пятидесятки и десятки. Систематических военных занятий со стрельцами не велось. В мирное время их служба ограничивалась несением караулов и выполнением полицейских функций. Однако со временем сближаясь с посадским населением, они «обрастали» имуществом, ремеслами, торговлей, превращаясь еще и в орудие дворцовых интриг и переворотов. Таким образом, стрельцы не могли стать опорой молодого, укрепляющегося абсолютизма и не могли составить костяк новой, регулярной армии, способной не только оборонять государство, но и помочь усилить его международный авторитет.
Кроме стрельцов ядром русской армии XVII века считалось и дворянско-боярское поместное ополчение. Вызванные на сборные пункты по случаю войны дворяне одного уезда объединялись в сотни, а сотни уже распределялись по полкам. После окончания войны сотни распускались и в следующий раз формировались заново. Все дворяне должны были являться на службу вооруженными, на коне и со своими людьми
Особое место в системе вооруженных сил России занимали казаки. В поисках лучшей доли многие бежали в малообжитые земли – на р. Дон, Волгу (в южные степи) и на Урал. Во второй половине XVI века там накапливается вольное население, получившее название «казаки», т.е. вольные люди. Они быстро образовывают общины, управляемые выборными атаманами, есаулами, сотниками.
В апреле 1630 года воеводам многих городов было разослано указание о наборе на солдатскую службу беспоместных детей боярских. Солдатам-боярам полагались казенные жалование, кормовые деньги, пищаль, порох и свинец. Для обучения они должны были явиться в Москву. Но сентябрю 1630 года на службу записалось только 60 человек. Тогда власти разрешили записывать в солдаты и казаков, и татар, а позже – всех добровольцев. В итоге к 1694 году было набрано 6 солдатских полков по 1600 рядовых и 176 офицеров в каждом полку. Полк делился на 8 рот, каждая рота состоит из 200 рядовых (120 пищальников и 80 копейщиков), 6 капралов, 3 сержантов, 3 барабанщиков, лекаря, подьячего, каптенармуса, квартирмейстера, прапорщика и поручика5.
В июне 1632 года началось формирование Рейтарского (конного) полка. Сюда дворяне записывались охотно, так как:
· конница всегда считалась привилегированным родом войск;
· за рейтарскую службу платили вдвое больше, чем за солдатскую;
· из казны получали по карабину, два пистолета, латы и шашку.
Рейтарский полк состоял из 12 рот (по 167 человек), во главе роты – ротмистр; всего в полку было 2400 человек6.
К концу XVII века численность русского войска значительно выросла: если в 1650-1651 гг. была армия в 130.000 человек, то в 1682 году армия насчитывала 214.500.
Изменение состава повлекло и изменение организации войска: дворянское ополчение в мирное время не имело никакой военной организации; стрельцы и казаки существовали постоянно, но не были объединены в войсковые соединения; и только появление полков нового строя привело к образованию войсковой организации в мирное время в виде Разрядов, Разрядных полков.
Большим недочетом в организации военного дела была распыленность центрального военного управления между множеством приказов, а так же двойственность в комплектовании армии: одновременно с полками нового строя сохранялись и ратники сотенной службы.
Одним из главных преимуществ полков нового образца перед старой службой являлось систематическое обучение их военному делу. В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича в Москве был издан устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».
Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории
в современной школе
Данная глава посвящена разработке и оценке возможности проведения учебного занятия в современных условиях с учетом богатого опыта в области методики преподавания истории учителей, работавших в 60-70-ых годах. В частности знаниях о формах и методах проведения урока, использования различных средств и приемов для активизации познавательной ...
Путь наверх
В первом же большевистском правительстве Сталин, считавшийся после своей статьи 1913 г. Экспертом по национальным вопросам, получил министерский пост - народного комиссара по делам национальностей. Он - член партии политбюро большевистской партии, но ещё не вождь. Выполняются Иосифом Виссарионовичем поручения на Гражданской войне.
В ма ...
Начало русского масонства. Понятие масонства
"Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании "Словарь религий народов современной России" под редакцией М.П.Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, "царства истины ...