Культурное развитиеСтраница 3
Ситуация резко изменилась, когда на византийском престоле появился очередной узурпатор, византийский полководец Никифор Фока (963). Новый император тут же разорвал мир с болгарами. По эмоциональным описаниям современника событий византийского историка Льва Дьякона, когда “к императору прибыли послы болгар и сказали ему, что их господин хочет получить обычную дань, он вспыхнул от гнева и раздосадованный вне всякой меры, сказал более громким, чем обычно, голосом - позорно ромеям, если они победили оружием своих противников, платить дань как рабы бедному и презренному скифскому народу. После этого он приказал избить послов”. С Болгарией давно так не разговаривали: с Симеоном часто заискивали, а в начальные годы правления Петра с Болгарией, даже ослабленной богомильским движением, все же считались.
Времена изменились. Ослабевшая Болгария стояла накануне гибельных потрясений. Византия больше не старалась играть роль союзницы северной соседки. Уже в 967 г. Никифор Фока двинул войска против Болгарии, но вовремя вернул их назад, устрашившись сражения в тесных горных ущельях, коими так изобилует Болгария. Вскоре Византия прибегла к испытанному средству борьбы с соседями - нашла союзников в борьбе против Болгарии. На этот раз им стал киевский князь Святослав. Летом 967 г. русские войска появились в Болгарии, и Святослав занял города по Дунаю, включая крупнейшие - Доростол. Византия, согласно источникам, обещала русскому князю всю Болгарию. Святослав посчитал, однако, что его военные подвиги стоят дороже и отправил посла к грекам со словами:” Хочу идти против вас и взять ваши города, как взял этот город” ( не задолго перед тем был захвачен Малый Преслав).
В создавшейся непростой ситуации византийский император начал срочно искать выход и даже попытался установить мирные отношения с Болгарией. Летом 968 г. болгарское посольство с почетом приняли в Константинополе. В Византии даже вспомнили, как сообщает хронист, что “мизийцы исповедуют непогрешимое христианское учение и даже предложили женить сыновей византийского императора на болгарских девушках царской крови”.
Святослав тем временем вынужден был вернуться в Киев, дабы отогнать от своей столицы печенегов и похоронить свою умершую мать Ольгу. В начале осени 969 г. русский князь вернулся на Балканы, твердо решив на этот раз воевать с Византией. Между тем захват Восточной Болгарии столь тяжко подействовал на ее царя, что Петр оставил престол, постригся в монахи и вскоре умер (в начале 970 г.). Царем Болгарии стал его сын - Борис II.
Между тем Балканский поход Святослава продолжался. Еще осенью 969 г. им была захвачена столица Болгарии - Великий Преслав. Но болгарским царем он себя не объявил, а напротив, сохранил правящую династию страны, надеясь с ее помощью одолеть Византию.
В это же время византийский престол занял новый император - это был Иоанн Цимисхий, тотчас же двинувший против русского князя свои войска. В конце 970 г. Святослав потерпел поражение при Аркадиополе. В начале 971 г. византийцы захватили Великий Преслав и осадили Святослава в г. Доростоле. Длившаяся в течение трех месяцев осада вынудила русские войска покинуть Балканы и вернуться домой. Впрочем, до Киева Святослав так и не добрался, т.к. был убит печенегами вблизи города (весной 972 г.).
Однако уход войск Святослава из Северо-Восточной и Южной Болгарии вовсе не означал возврат этих земель самой Болгарии. Напротив, здесь тотчас же утвердилась византийская власть, законный болгарский царь Борис II был лишен престола. Сама процедура отстранения Бориса II была унизительной для Болгарии. По отзывам хрониста, Борис II и его семья были увезены в Константинополь, где болгарский царь должен был снять с себя знаки царской власти - тиару, покрытую пурпуром, золотом и бисером, багряницу и красную обувь. В качестве трофеев была увезена из Болгарии в Константинополь икона Божьей Матери. Всеми этими действиями Цимисхий подчеркивал факт прекращения болгарской государственности.
Философия
религии
Философия религии в мировоззрении Шлейермахера имеет первенствующее значение. Первым сочинением, посвященным исследованию религии, были «Речи о религии, направленные к образованным людям, находящимся среди её недоброжелателей» (1799). Задачей этого сочинения было — показать, что религии принадлежит в душе человеческой совершенно самосто ...
Завершающий этап Великой Отечественной войны. Освобождение
территории СССР
К 1944 г. для укрепления Восточного фронта германское командование перебросило с запада 75 дивизий. Промышленность Германии уже не была в состоянии удовлетворять возраставший спрос вермахта на боевую технику. Мобилизации становились недостаточными для качественного возмещения потерь в живой силе. Однако германская армия вместе с войскам ...
Гетманское государство Павла Скоропадского. Органы власти
Павел Скоропадский пришел к власти благодаря поддержке немецкой власти и был вынужден принять их условия. Согласно этим условиям Центральная Рада распускалась, выборы в законодательные органы должны были состояться при учете условий немецкой власти. Был установлен запрет на антинемецкие выступления, возобновлялась собственность на землю ...