"Русская Правда" ПестеляСтраница 1
"Русская Правда", написанная Пестелем, явилась манифестом, программным документом Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля – "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству.
По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью, правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"1.
В "Русской Правде" проектировалась республиканская форма правления. Монархическое устройство государства, по мнению автора, по сущности непрочно и несовместимо с народной волей.
Республиканский проект Пестеля носил якобинский характер: сильная централизованная административная власть, военно-деспотического типа должна была подготовить переход к республиканской форме. В новой республике законодательная власть принадлежит Вечу, избранному по двухступенчатой системе выборов.
Оно избирается на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). "Заветные" (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются"1.
"Народное вече есть одно целое и на камеры (палаты) не разделяется. Вся законодательная власть в нём обретается". Оно "представляет волю в государстве, душу народа. Никто не может распустить Народное вече".
Народное вече избирает на год своего председателя из числа депутатов, "последний год заседающих". Полномочиями народного вече являются такие, как:
· объявление войны;
· заключение мира;
· обсуждение и принятие всех законы, кроме конституционных ("заветных"). И только после их обсуждения и одобрения народом получают силу закона.
Между сессиями Народного вече его функции исполняет Временная комиссия.
Исполнительная власть сосредоточивается в руках Державной Думы, которая состоит из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями). "Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний или пятый год".
Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).
Полномочиями Державной Думы должны быть следующие:
· ведение переговоров с иностранными государствами;
· руководство военными действиями во время войны, но Дума не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие трактаты.
Дума имеет свою канцелярию. "Все министерства и вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы".
Для того чтобы указанные выше власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору. Верховный Собор – это 120 бояр, которые пожизненно назначаются Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями. Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.
На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматривает предоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание: "Собор не рассуждают о сущности предметов, а смотрит на одни лишь формы".
Верховный Совет:
· посылает своих полномочных представителей в министерства и области;
· назначает главнокомандующего действующей армии.
Пестель придавал большое значение Верховному собору как гаранту соблюдения законности. Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.
По Пестелю, распорядительную власть на местах должны осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную – окружные уездные и волостные правления.
Главами окружных и уездных наместных собраний должны быть выборные посадники, а главой волостного собрания – волостной предводитель.
Экономическая политика М.С. Горбачева 1985-1991 гг
1985-1991 годы - особый период в истории СССР. Предпосылками начала «перестройки» стало нарастание в начале 1980-х гг. кризисных явлений во всех сферах советского общества, в том числе и в экономике. Факты, свидетельствующие о нарастании кризиса:
· падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2 % в год) ...
Историография
Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходим ...
Десант в Евпатории
5 января Черноморский флот произвел высадку десанта в порту Евпатории силами батальона морской пехоты (командир - капитан-лейтенант Г. Бузинов). Одновременно в городе вспыхнуло восстание, в котором участвовала часть населения города и прибывшие на подмогу партизаны. На первом этапе операция шла успешно, румынский гарнизон силой до полка ...